Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, имеет личное подсобное хозяйство. В связи с большим объемом работы и нехваткой работников физлицо собирается нанять на работу иностранцев из Таджикистана. Каков порядок найма на работу иностранцев физическим лицом?
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Порядок привлечения и использования иностранного работника зависит от его правового статуса.
Статус иностранного гражданина определяется на основании Федерального закона N 115-ФЗ. От правового статуса мигрантов зависят условия въезда, пребывания и работы в РФ, а также налогообложение доходов.
Все иностранцы, находящиеся на территории РФ, подразделяются на три категории:
- временно пребывающие. Это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы. Срок временного пребывания в РФ определяется сроком действия выданной ему визы, а при ее отсутствии не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
- временно проживающие. Это иностранные граждане, которые получили разрешение на временное проживание. Такое разрешение оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года;
- постоянно проживающие. Это иностранные граждане, получившие вид на жительство, - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ на 5 лет.
Из вопроса следует, что для работы в подсобном хозяйстве физическое лицо собирается привлечь граждан из Республики Таджикистан. Таджикские граждане въезжают в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
В соответствии с п. 9 ст. 13.1 Федерального закона N 115-ФЗ физическое лицо - работодатель вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таком привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок и форма уведомления упомянутых органов исполнительной власти установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2008 N 183 "Об утверждении Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу".
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что пп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона N 115-ФЗ предусматривает уведомление работодателем или заказчиком работ (услуг) налогового органа по месту своего учета в случае приглашения им иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Такое уведомление нужно направить в налоговый орган в течение 10 дней. Установленной формы уведомления налогового органа нет. Например, некоторые специалисты рекомендуют уведомить налоговиков следующим образом:
1) составить уведомление по той же форме, что и для ФМС и органа занятости, просто изменив адресата. Хотя у налоговиков есть своя форма, она является рекомендованной, а ответственности за неподачу уведомления именно по рекомендованной форме не установлено;
2) отправить уведомление заказным письмом или с описью вложения или же представить его в инспекцию лично.
Физическое лицо должно обязательно заключить с иностранным гражданином, привлекаемым для осуществления трудовой деятельности в своем подсобном хозяйстве, трудовой договор, в противном случае ФМС России не продлит ему срок пребывания в России и по истечении 90 суток он будет обязан выехать из Российской Федерации.
Кроме того, обращаем внимание на то, что иностранный гражданин, нанимаемый на работу, обязан:
- иметь разрешение на работу;
- иметь документ, удостоверяющий личность;
- иметь миграционную карту с отметкой о пересечении Государственной границы Российской Федерации;
- встать в установленном порядке на миграционный учет (если физическое лицо является для него принимающей стороной, то необходимо поставить иностранного гражданина на миграционный учет).
Процедура постановки на миграционный учет по месту пребывания носит уведомительный характер и представляет собой информирование (уведомление) территориального органа ФМС России о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомить отделение миграционной службы обязана принимающая сторона (например, работодатель). В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ) иностранный гражданин не вправе встать на миграционный учет по месту пребывания самостоятельно. Исключение допускается лишь в двух случаях:
- если у иностранного гражданина (временно проживающего или временно пребывающего) имеются документы, подтверждающие наличие уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление в орган ФМС России (п. 3 ст. 22 Федерального закона N 109-ФЗ и пп. "б" п. 29 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"). Одной из таких причин может быть, например, болезнь представителя организации, уполномоченного заниматься постановкой иностранцев на миграционный учет;
- если иностранец является постоянно проживающим в Российской Федерации (имеет вид на жительство) и у него имеется письменное согласие на такое действие принимающей стороны (п. 4 ст. 22 Федерального закона N 109-ФЗ и пп. "б" п. 30 упомянутых Правил).
При приеме на работу иностранных граждан, постоянно и временно проживающих на территории Российской Федерации, необходимо учитывать следующее.
Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют вид на жительство. При заключении с ними трудового договора нет необходимости получать какие-либо разрешения, да и самому иностранцу разрешение на работу тоже не требуется (пп. 1 п. 4 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ).
Иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание, не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ). Поэтому при оформлении на работу такого лица необходимо убедиться в том, что его разрешение на временное проживание распространяется на территорию нахождения места работы. В противном случае прием на работу будет произведен с нарушениями, следовательно, возможны такие последствия, как штраф. Кроме того, временно проживающий иностранец должен иметь разрешение на работу.
Оформление на работу постоянно и временно проживающих на территории РФ граждан производится на тех же условиях, что и прием на работу российского гражданина.
В настоящее время Службой во исполнение Поручения Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина от 30.03.2009 N ВП-П4-1725 подготавливается внесение в Правительство Российской Федерации законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации".
Данным законопроектом предлагается ввести для иностранных работников, намеренных работать по найму у работодателей - физических лиц, использующих их труд для нужд домашнего хозяйства, новый разрешительный документ - патент. Этот документ будет приобретаться иностранными гражданами и ежемесячно продлеваться путем внесения оплаты через банковскую систему.
При этом указанные иностранные работники будут освобождены от уплаты подоходного налога, а их работодатель - от единого социального налога. Численность иностранных работников данной категории квотироваться не будет.
П. В.Смагин
Федеральная миграционная служба
01.08.2009