В Федеральном законе от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" сказано о необходимости получения иностранным гражданином разрешения на работу как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору. Зачем получать разрешение на выполнение работ по договору подряда или по договору на оказание услуг? Зачастую иностранные граждане работают по трудовому договору в российской организации, имея официальное разрешение на работу в ней. При этом выполняют работы по договору подряда в других российских организациях. Получается, что иностранец, даже уже находясь на территории России, официально должен получить разрешение на выполнение работ в российских организациях по договору гражданско-правового характера. Правомерно ли это?
Ответ: То, что на территории Российской Федерации иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу, предусмотрено п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Исключение из этого общего правила определено в этом же пункте, осуществлять трудовую деятельность без получения разрешения на работу могут иностранные граждане:
1) постоянно проживающие в Российской Федерации;
2) являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;
3) являющиеся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
4) являющиеся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющие монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
5) являющиеся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
6) обучающиеся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющие работы (оказывающие услуги) в течение каникул;
7) обучающиеся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающие в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
8) приглашенные в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).
Указанные ограничительные меры на осуществление трудовой деятельности для иностранных граждан, на наш взгляд, вполне нормальны и адекватны сегодняшней миграционной ситуации в России. Любое государство защищает прежде всего права и законные интересы своих граждан, это мировая практика.
П. В.Смагин
Федеральная миграционная служба
01.08.2009