Гражданин Украины, высококвалифицированный инженер в области компьютерной безопасности, работая в Зеленограде, обратился в отделение ФМС для продления срока пребывания на основе трудового договора. Сотрудник отделения ФМС потребовал договор с хозяевами квартиры или план здания работодателя, где будут указаны жилые помещения, за подписями главного инженера, ссылаясь на требования внутренних инструкций, которые он не может разгласить. Правомерно ли это? Какова процедура продления срока пребывания иностранного гражданина в РФ? Куда вправе обратиться мигранты в случае нарушения их прав? Есть ли у ФМС свое "УСБ"?

Ответ: Вопросы осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами в Российской Федерации, в том числе в части продления срока пребывания иностранных работников для работы в России, достаточно детально урегулированы российским законодательством.

Судя по обращению, ранее гражданин Украины уже получал разрешение на работу и сейчас стоит вопрос о продлении срока пребывания в России с целью осуществления трудовой деятельности на основании заключенного нового трудового договора.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции (т. е. ФМС России), о чем делается отметка в миграционной карте.

После заключения нового трудового договора иностранный работник вправе получить разрешительные документы, позволяющие ему законно находиться и осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации, в соответствии с целью пребывания, указанной в миграционной карте.

Порядок получения упомянутых разрешительных документов определен Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 681 "О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации" (далее - Правила).

Согласно п. 41 данных Правил иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично либо через организацию, осуществляющую в установленном порядке трудоустройство иностранных граждан, или через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя этого иностранного гражданина, в орган миграционной службы.

К указанному заявлению прилагаются:

а) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

б) миграционная карта;

в) документ об уплате государственной пошлины за выдачу иностранному гражданину разрешения на работу.

Перечень упомянутых документов, прилагаемых к данному заявлению, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В связи с этим согласно п. 45 Правил отказ в приеме от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на работу не допускается, за исключением случаев непредставления этим иностранным гражданином документов, предусмотренных п. 41 настоящих Правил. Истребование должностными лицами территориальных органов ФМС России от иностранного работника при приеме заявления о выдаче разрешения на работу иных документов, не предусмотренных упомянутым перечнем, является неправомерным.

Ссылка сотрудников территориальных органов ФМС России на ведомственные инструкции, которые они не имеют права разглашать, несостоятельна, поскольку таких инструкций в части оформления и выдачи разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации не существует. О таких фактах следует информировать центральный аппарат ФМС России, чтобы оперативно на них реагировать.

Трудовые мигранты, в случае нарушения их законных прав и интересов сотрудниками территориальных органов ФМС России, могут обратиться в ФМС России, в прокуратуру либо в суд.

В отношении вопроса о наличии в ФМС России своего "УСБ" - в Службе существует Инспекционно-контрольное управление ФМС России. Это самостоятельное структурное подразделение Службы, созданное в целях организации и осуществления инспекционно-контрольных, контрольно-ревизионных функций, функций по борьбе с коррупцией, а также выполнения иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

П. В.Смагин

Федеральная миграционная служба

01.08.2009