Организация осуществляет розничную продажу товаров через магазин. При проведении уполномоченным органом проверки деятельности организации на предмет применения контрольно-кассовой техники продавцом магазина был выдан кассовый чек, в котором не указано наименование организации. Подлежит ли организация привлечению к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ, в случае если иных замечаний у уполномоченного органа не имеется?

Ответ: Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с абз. 4 ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой чеки.

В соответствии со ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" разъяснено, что под неприменением контрольно-кассовой машины следует понимать фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия); использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах; использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр; использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти; использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти; пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

Следует отметить, что из данного разъяснения Пленума ВАС РФ следует, что выдача кассового чека, не содержащего наименование организации, не может быть квалифицирована как неприменение контрольно-кассовой техники, влекущее административную ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ.

По данному вопросу следует обратить внимание на позицию Минфина России (см. Письмо от 05.01.2004 N 16-00-17/2). Согласно данному Письму на выдаваемом покупателям (клиентам) чеке в соответствии с Положением по применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745, должно отражаться наименование организации. Также в Письме указано, что кассовый чек является первичным учетным документом.

В связи с этим уполномоченные органы при проведении проверки организации могут расценивать отсутствие в кассовом чеке наименования организации как нарушение, в частности как нарушение при оформлении первичных учетных документов.

Вместе с тем ФАС Северо-Кавказского округа в своем Постановлении от 29.04.2009 N А32-14822/2008-66/264-60АЖ-45/249-46АЖ установил, что если контрольно-кассовая машина зарегистрирована в установленном законом порядке, имела пломбу технического обслуживания и необходимые средства визуального контроля и выданный продавцом кассовый чек содержал номер контрольно-кассовой машины, ИНН предприятия, номер смены, номер чека, число и время выдачи, сумму покупки, то в этом случае привлечение организации к административной ответственности будет неправомерным. К подобному выводу пришли также ФАС Уральского округа в Постановлении от 02.06.2009 N Ф09-3670/09-С1 и ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 05.07.2007 N А31-8731/2006-7.

Учитывая изложенное, в аналогичных ситуациях организациям нужно быть готовыми отстаивать свою позицию в судебных органах.

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

30.07.2009