ООО, занимающимся оказанием юридических услуг, подано в налоговый орган заявление об изменении в учредительных документах юридического адреса. В качестве адреса ООО просит указать адрес жилого помещения (адрес квартиры учредителя ООО). Правомерен ли отказ налогового органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО, в части указания адреса?

Ответ: Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что место нахождения Общества определяется местом его государственной регистрации.

Вместе с этим в соответствии с п. 2 ст. 288 Гражданского кодекса РФ (далее - Кодекс) жилые помещения предназначены для проживания граждан.

Пунктом 2 ст. 671 Кодекса предусмотрено, что юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.

Согласно п. 2 ст. 17 Жилищного кодекса РФ допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Таким образом, законодательством РФ предусмотрено, что деятельность Общества может осуществляться в жилом помещении, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Следует отметить, что согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается, в частности, в случае непредставления определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

В связи с этим, если общество представило в надлежащий регистрирующий орган все необходимые документы, то налоговый орган обязан произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы общества, в части указания адреса.

Следует также отметить, что в силу положений законодательства РФ налоговые органы не наделены полномочиями по решению вопросов о нарушении прав и законных интересов других граждан, проживающих в жилом помещении. Также у налоговых органов отсутствуют полномочия по установлению соответствия (или не соответствия) жилых помещений требованиям, которым должно отвечать жилое помещение.

С позицией о возможности размещения в жилом помещении юридических лиц согласился также Минфин России (см. Письмо от 03.12.2008 N 03-01-11/5-159).

Аналогичной позиции в подобных ситуациях придерживаются также некоторые арбитражные суды (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.10.2008 N А19-3461/08-35-Ф02-5116/08, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.10.2008 N Ф04-5681/2008(11707-А70-26)).

Вместе с этим ФАС Московского округа в своем Постановлении от 16.06.2009 N КГ-А40/4823-09 пришел к выводу, что юридическая деятельность в силу ее специфики связана с оказанием названной помощи населению и юридическим лицам, представители которых для ее получения будут вынуждены посещать периодически спорную квартиру, что может повлечь за собой для проживающих соседей по дому различные неудобства, включая нарушение их покоя и возможное причинение вреда их личной безопасности и имущественным интересам.

ФАС Московского округа признал отказ налогового органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы организации, занимающейся оказанием юридических услуг, правомерным.

Учитывая изложенное, если Общество желает оказывать юридические услуги по адресу жилого помещения, то некоторые налоговые органы, по-видимому, могут отказывать в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, в части указания данного адреса. В случае отказа обществу целесообразно обращаться в судебные органы.

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

30.07.2009