Комментарий к Методическим разъяснениям по порядку заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица

(Степанова Е.)

("Бизнес-адвокат", N 11, 2003)

Текст документа

КОММЕНТАРИЙ К МЕТОДИЧЕСКИМ РАЗЪЯСНЕНИЯМ

ПО ПОРЯДКУ ЗАПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Е. СТЕПАНОВА

Елена Степанова, зам. начальника отдела регистрации юридических лиц МНС РФ, советник налоговой службы Российской Федерации III ранга.

Методические разъяснения по порядку заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утверждены Приказом МНС России от 18 апреля 2003 г. N БГ-3-09/198.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" от 19 июня 2002 г. N 439 МНС России было предоставлено право разрабатывать методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц.

Необходимость издания Методических разъяснений вызвана неоднозначным толкованием положений Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), а также наработанной практикой при осуществлении территориальными органами МНС России функций по государственной регистрации юридических лиц.

Федеральный закон N 129-ФЗ отличает декларативность, описательность, неконкретность многих положений, отсутствие регламентации наиболее актуальных практических и теоретических вопросов, связанных с созданием юридических лиц на территории России. Данный Закон содержит большое количество отсылочных норм, согласно которым регламентация соответствующих правоотношений осуществляется на уровне пяти Постановлений Правительства РФ (N 438, 439, 440, 441, 442 от 19 июня 2002 г.) и Регламента взаимодействия МНС РФ и Центрального банка РФ по вопросам государственной регистрации кредитных организаций (от 26 июня 2002 г. N БГ-16-09/86, N 01-33/2202).

В соответствии с пп. "б" п. 1 ст. 23 ФЗ N 129-ФЗ отказ в госрегистрации допускается в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. В связи с этим Общие положения Методических разъяснений начинаются с рекомендаций, в какой регистрирующий (налоговый) орган следует обращаться с целью представления документов.

При госрегистрации юридического лица при создании изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также при представлении уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица документы, предусмотренные ст. ст. 12, 17, 19 ФЗ N 129-ФЗ, представляются в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица.

При госрегистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, документы, предусмотренные ст. 14 ФЗ N 129-ФЗ, представляются в регистрирующий орган по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

При госрегистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, необходимые документы представляются одним из реорганизуемых юридических лиц в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Сведения о территориальных налоговых органах, осуществляющих госрегистрацию юридических лиц на территории соответствующего субъекта РФ, размещены на Web-сайтах УМНС России по субъектам РФ в сети Интернет. Адреса Web-сайтов УМНС России размещены на сайте МНС России www. nalog. ru.

Далее, в Общих положениях Методических разъяснений уточняются вопросы о том, что каждый документ (включая заявление), содержащий более 1 листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его прошивки. Документ об уплате госпошлины представляется в регистрирующий орган в подлиннике. Вместе с тем в практике работы по госрегистрации юридических лиц регистрирующие (налоговые) органы постоянно сталкивались именно с этими вопросами.

Федеральный закон N 129-ФЗ установил исчерпывающий перечень документов, представляемых в регистрирующий (налоговый) орган в соответствии со ст. ст. 12, 14, 17, 19, 21, и документов, которые выдаются (направляются) заявителю:

а) расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом;

б) документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр;

в) решение об отказе в государственной регистрации.

Таким образом, до утверждения Методических разъяснений юридическое лицо могло получить из регистрирующего органа учредительные документы только в виде копий на основании запроса на платной основе в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ "О Едином государственном реестре юридических лиц" от 19 июня 2002 г. N 438.

В Методических разъяснениях определен порядок выдачи (направления) заявителю одного экземпляра учредительных документов вместе с соответствующим свидетельством без взимания платы при госрегистрации юридического лица при создании, а также при госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы.

При этом регистрирующий орган, осуществив госрегистрацию юридического лица, проставляет на обороте последнего листа одного экземпляра учредительных документов на месте прошивки штамп, форма и содержание которого приведены в Общей части Методических разъяснений.

Регистрирующие (налоговые) органы пытались отказаться от проставления каких-либо отметок на учредительных документах юридического лица, проводили массовую разъяснительную работу о том, что в соответствии с п. 1 ст. 52 ГК РФ учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Иных требований к оформлению учредительных документов действующее законодательство не содержит. Пропагандировалось положение о том, что в деловом обороте должны иметь хождение учредительные документы, соответствующим образом оформленные самим юридическим лицом. Данное утверждение вытекает из концепции ФЗ N 129-ФЗ, поскольку в Заявлении о государственной регистрации юридического лица содержится не только его волеизъявление, но и подтверждение следующих положений:

- представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы (ОПФ);

- сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для госрегистрации документах, Заявлении о госрегистрации достоверны;

- при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной ОПФ порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент госрегистрации;

- в установленных законом случаях вопросы создания юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Не удалось преодолеть сложившиеся стереотипы скорее всего по той причине, что юридические лица вынуждены обращаться в различные инстанции (ведомства), в которые представляются документы по утвержденным перечням (зачастую 20-летней давности). Практически все эти перечни содержат требование о представлении нотариально удостоверенных копий учредительных документов. С целью упрощения взаимодействия юридических лиц с нотариатом и установлен в Методических разъяснениях соответствующий штамп.

Предпринята попытка разграничить компетенцию уполномоченного лица (заявителя) в зависимости от конкретного события, связанного с госрегистрацией юридического лица.

В соответствии со ст. 9 ФЗ N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Уполномоченным лицом (заявителем) могут являться следующие физические лица:

1) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (например, участник полного товарищества или полный товарищ в товариществе на вере; управляющий, осуществляющий функции единоличного исполнительного органа на основании договора):

- при создании юридического лица путем реорганизации;

- при внесении изменений в учредительные документы;

2) учредитель (учредители) юридического лица, а также руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица:

- при создании юридического лица;

3) иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления:

- при создании юридического лица;

- при создании юридического лица путем реорганизации;

- при внесении изменений в учредительные документы.

Если уполномоченным лицом юридического лица является иное лицо, действующее на основании доверенности, то в соответствии со ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Установленные Методическими разъяснениями критерии не являются однозначными. Вызывают вопросы следующие формулировки ст. 9 ФЗ N 129-ФЗ:

- учредитель (учредители) юридического лица при его создании. Относится это понятие только к физическим лицам либо и к физическим, и к юридическим лицам - учредителям;

- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица. Относится это понятие только к госрегистрации юридического лица при его создании либо также и к внесению изменений в учредительные документы, реорганизации и ликвидации юридического лица.

Государственной Думой РФ принят во втором чтении проект ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", исключающий, в частности, из списка заявителей "иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления".

Это исключение является очень важным с точки зрения возложения ответственности в соответствии со ст. 25 ФЗ N 129-ФЗ не на случайное доверенное лицо, а на должностное лицо юридического лица. При этом не отменяется возможность представления документов в регистрирующий орган на основании доверенности.

Большое практическое значение имеет также закрепление положения о том, что при отсутствии в составе учредителей юридического лица юридических либо физических лиц соответствующие приложения к заявлению не заполняются и не представляются в регистрирующий орган. При представлении в регистрирующий орган Заявления о госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), заполняются только те приложения к Заявлению, в которых отражается суть вносимых изменений.

К сожалению, отсутствие должной регламентации указанных выше положений привело к появлению спорных ситуаций между заявителями и регистрирующими органами. В соответствии с требованиями к оформлению документов, используемых при госрегистрации юридических лиц, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 439, в случае, если какой-либо раздел или пункт раздела Заявления не заполняется, в соответствующих графах ставится прочерк. Регистрирующие органы, ссылаясь на это положение, требовали пустые формы приложений к Заявлению заполнять прочерками и при отсутствии одного из приложений отказывали в регистрации, считая неполный документ (Заявление) не представленным в регистрирующий орган.

В Методических разъяснениях достаточно подробно, со ссылками на действующее законодательство описан порядок заполнения четырех форм, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 439.

Первая форма - это Заявление о госрегистрации юридического лица при создании (форма N Р11001).

Здесь приводятся основные требования к наименованию юридического лица, так, в соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Наименование юридического лица должно соответствовать требованиям федеральных законов, регулирующих деятельность юридических лиц определенных организационно-правовых форм.

При выборе юридического места нахождения рекомендуется особое внимание обратить на следующие положения Методических разъяснений: следует учитывать, что в соответствии со ст. 671 ГК РФ юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.

При заполнении п. 2.4 следует отличать место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, от домашнего адреса физического лица, представляющего соответствующий орган, или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Адрес (место нахождения) юридического лица указывается в соответствии с его учредительными документами.

Указание в учредительных документах домашнего адреса в качестве места нахождения юридического лица не рекомендуется также еще и по той причине, что согласно ст. 6 ФЗ N 129-ФЗ сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков. Таким образом, любое заинтересованное лицо может на основании письменного запроса получить сведения о конкретном юридическом лице в виде:

- выписки из государственного реестра;

- копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле;

- справки об отсутствии запрашиваемой информации.

С целью грамотного заполнения раздела 3 Заявления "Количество учредителей (участников)", а также листов А и Б Заявления о госрегистрации юридического лица при создании в Методических разъяснениях приведен практически полный список организационно-правовых форм юридических лиц и в соответствии с требованиями федеральных законов, регулирующих деятельность юридических лиц определенных организационно-правовых форм, установлены требования к содержанию сведений об учредителях (участниках) юридического лица.

Вторая форма - это Заявление о госрегистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001).

В этой части Методических разъяснений предпринята попытка урегулировать вопрос, который имеет неоднозначную трактовку, а именно: приведение учредительных документов в соответствие с действующим законодательством (АОЗТ на ЗАО, ТОО на ООО), а также изменение типа акционерного общества (ЗАО на ОАО, ОАО на ЗАО) осуществляются в рамках одной организационно-правовой формы. Таким образом, приведение учредительных документов в соответствие с законодательством, а также изменение типа акционерного общества не являются реорганизацией юридического лица в форме преобразования и осуществляются путем внесения изменений в учредительные документы юридического лица. При этом в регистрирующий орган представляется Заявление о госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 439.

При изменении организационно-правовой формы юридического лица (например, в соответствии с п. 3 ст. 7 ФЗ N 14-ФЗ в случае, если число участников общества с ограниченной ответственностью превысит 50, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или производственный кооператив), в регистрирующий орган представляется Заявление о госрегистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации по форме N Р12001, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 439.

Третья форма - это Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001).

Поскольку в Федеральном законе N 129-ФЗ порядок реорганизации юридического лица в форме присоединения не содержит четкой правовой основы и отражен в различных главах Закона косвенно и размыто, именно данному вопросу в этой части Методических разъяснений уделено основное внимание.

Также подчеркивается, что существует только один случай, когда изменение места нахождения юридического лица не связано с изменением учредительных документов.

В соответствии с п. 1 ст. 52 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. В общих (типовых) положениях может отсутствовать указание на место нахождения юридического лица. К таким юридическим лицам можно отнести, например, учреждения.

При этом запись в Единый государственный реестр юридических лиц об изменении места нахождения юридического лица вносится на основании Заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма N Р14001).

Четвертая форма - это Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма N Р13002).

Согласно ст. 19 ФЗ N 129-ФЗ в случаях, установленных федеральными законами, юридическое лицо представляет в регистрирующий орган по месту своего нахождения подписанное заявителем Уведомление о внесении изменений в учредительные документы, решение о внесении изменений в учредительные документы и изменения.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях.

Случаи внесения изменений в учредительные документы юридического лица в уведомительном порядке могут быть предусмотрены только законом. В настоящее время установлены следующие случаи.

На основании п. 6 ст. 5 ФЗ "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (в ред. от 21 марта 2002 г.) устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе общества, связанных с изменением сведений о его филиалах и представительствах, представляются органу госрегистрации юридических лиц в уведомительном порядке. Указанные изменения в уставе общества вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

На основании п. 5 ст. 5 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ (в ред. от 21 марта 2002 г.) устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе общества сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

На основании п. 5 ст. 5 ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Ни в каких других случаях форма N Р13002 использована быть не может.

Попытки зарегистрировать иные изменения в учредительных документах путем представления в регистрирующий орган Уведомления по форме N Р13002 носили массовый характер в связи с тем, что она представляется без документа об уплате государственной пошлины.

Хочется надеяться, что использование Методических разъяснений в практической работе регистрирующих (налоговых) органов приведет к уменьшению конфликтных ситуаций, жалоб и положительному ходу работы по государственной регистрации юридических лиц, а также с их помощью удастся добиться одинакового понимания правил и норм как юридическими лицами, так и регистрирующими (налоговыми) органами.

Название документа