Исполнительный орган субъекта РФ, уполномоченный на размещение заказа, в установленном порядке разместил конкурсную документацию открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по информационному обеспечению деятельности администрации субъекта РФ в календарном году. В конкурсной документации установлено требование для юридического лица об организации и обеспечении работы в конкретном субъекте РФ путем создания там представительства юридического лица. Организация, планирующая участие в конкурсе, не зарегистрирована и не осуществляет свою деятельность в указанном субъекте РФ, а также не имеет там своего обособленного подразделения (представительства). Будет ли соответствовать требованию конкурсной документации указание в конкурсной заявке участника - юридического лица, расположенного и осуществляющего деятельность на территории другого субъекта РФ, его намерения выполнить указанное требование путем направления своих работников в командировку?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом N 94-ФЗ (ч. 2.1 ст. 22 Закона N 94-ФЗ).

На основании ч. 1 ст. 25 Закона N 94-ФЗ для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик.

По нашему мнению, требование об организации и обеспечении работы в субъекте РФ представительства юридического лица, расположенного в другом субъекте РФ, относится к услугам, которые являются предметом конкурса.

Следует отметить, что на основании ч. 1 ст. 24 Закона N 94-ФЗ любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик, уполномоченный орган обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

На основании ст. 166 Трудового кодекса РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Следовательно, факт направления работника в командировку не означает, что у организации образуется представительство по месту командировки. Образование представительства связано с осуществлением гражданско-правовых отношений, в то время как направление работника в командировку - с осуществлением трудовых правоотношений.

При этом требование конкурсной документации об организации и обеспечении работы в субъекте РФ представительства юридического лица, расположенного в другом субъекте РФ, не может быть истолковано участником конкурса произвольно и для целей участия в конкурсе должно быть выполнено так, как изложено.

С учетом изложенных норм требование об организации и обеспечении работы в субъекте РФ представительства юридического лица, расположенного в другом субъекте РФ, следует рассматривать как требование об организации и обеспечении работы представительства юридического лица по смыслу ГК РФ, т. е. обособленного подразделения юридического лица, расположенного вне места его нахождения, представляющего его интересы и осуществляющего их защиту.

Правомерность подобных выводов подтверждается и судебной практикой. Так, Второй арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 27.03.2007, 29.03.2007 N А82-8027/2006-10, Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 09.07.2007 N А82-8027/2006-10 оставленном без изменения, отметил, что иного понимания представительства в действующем законодательстве нет.

Следовательно, намерение участника конкурса - юридического лица, расположенного и осуществляющего деятельность на территории другого субъекта РФ, на обеспечение своей работы по выполнению заказа в указанном в конкурсной документации субъекте РФ с помощью своих работников, направляемых в служебную командировку в данный субъект РФ, не будет соответствовать указанному требованию конкурсной документации о необходимости осуществлять свою деятельность путем организации в указанном субъекте РФ представительства юридического лица.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

29.07.2009