О стоимости оформления прав граждан на объекты недвижимого имущества

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 июля 2009 г. N Д23-2463

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу стоимости оформления прав граждан на объекты недвижимого имущества и сообщает.

В соответствии со ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) основаниями для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, создаваемый или созданный на земельном участке, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство (в том числе на объект недвижимости, созданный на земельном участке, предоставленном для ведения дачного хозяйства и садоводства), являются:

1) декларация о таком объекте недвижимого имущества, которая подтверждает факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержит описание такого объекта недвижимого имущества;

2) правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Обязательным приложением к представляемым документам является кадастровый паспорт земельного участка, на котором расположен соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке.

Представление кадастрового паспорта указанного земельного участка не требуется в случае, если:

1) право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке;

2) указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка;

3) для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.

Для снижения стоимости оформления прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемые или созданные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества был принят ряд федеральных законов.

Так, п. 1 ст. 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации был дополнен пп. 20.2, устанавливающим размер государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества в размере 100 руб. Следует отметить, что ранее за аналогичные действия взималась государственная пошлина в размере 500 руб.

В соответствии с ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) кадастровых работ, в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев, могут устанавливаться субъектами Российской Федерации на период до 1 марта 2015 г. При этом установленные в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (далее - Закон) до дня вступления в силу Закона о кадастре предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, признаются установленными в соответствии с Законом о кадастре предельными максимальными ценами (тарифами, расценками, ставками и тому подобное) кадастровых работ в отношении указанных земельных участков.

В соответствии с п. 10 Положения о порядке организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.

В настоящее время нормативные правовые акты федерального уровня, устанавливающие размер и порядок взимания платы за проведение технической инвентаризации объектов капитального строительства, отсутствуют. Вместе с тем при отсутствии соответствующего нормативного правового акта федерального уровня размер и порядок взимания платы за проведение технической инвентаризации могут быть установлены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Кроме того, п. 8 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301, установлены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по установлению ставок на проведение технической инвентаризации жилищного фонда.

Дополнительно отмечаем, что в соответствии со ст. 12 Закона органы местного самоуправления в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на основании заявлений граждан или их доверенностей могут оказывать содействие указанным гражданам в подготовке необходимых документов для государственного кадастрового учета, государственного технического учета и государственной регистрации прав на вышеуказанные объекты недвижимого имущества.

На указанные цели могут быть направлены средства местных бюджетов в порядке, определенном соответствующими органами местного самоуправления.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

В. В.АБРАМЧЕНКО

28.07.2009