Административный орган в ходе проверки соблюдения российской организацией - резидентом валютного законодательства Российской Федерации установил факт выдачи работнику организации (иностранному гражданину - нерезиденту) заработной платы по трудовому договору в валюте Российской Федерации без использования банковского счета в уполномоченном банке. Усмотрев в действиях организации признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, административный орган составил протокол об административном правонарушении и вынес постановление о назначении организации наказания в виде штрафа. Правомерно ли вынесение указанного постановления, если ни трудовым договором с указанным гражданином, ни действующим в организации коллективным договором не предусмотрена выплата заработной платы путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на банковские счета работника - иностранного гражданина в уполномоченных банках, не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать такой счет для получения заработной платы от юридического лица - резидента?

Ответ: Осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, на основании ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) валютой РФ признаются, в частности, средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

При этом приобретение нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа являются валютными операциями.

Следовательно, выдача российской организацией заработной платы иностранному гражданину - нерезиденту в валюте РФ является валютной операцией.

В соответствии со ст. 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. ст. 7, 8 и 11 Закона N 173-ФЗ, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона N 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.

Из данных норм следует, что валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченный банк и открывать на территории Российской Федерации банковские счета в валюте Российской Федерации, в том числе с целью получения заработной платы.

Согласно ч. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ, если иное не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Часть 6 ст. 4 Закона N 173-ФЗ устанавливает, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В соответствии со ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).

Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором.

Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 18.03.2008 N 15693/07 разъяснил, что проведение расчетов при осуществлении валютной операции, не запрещенной законодательством, равно как и операции, не регламентированной требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Как указал Президиум ВАС РФ, в валютном законодательстве Российской Федерации не содержится запрета на выдачу российским юридическим лицом заработной платы иностранным гражданам в валюте Российской Федерации.

Исходя из ст. 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением отдельных валютных операций, предусмотренных Законом N 173-ФЗ, к которым названная операция не относится, в связи с чем она, по мнению Президиума ВАС РФ, является операцией, разрешенной валютным законодательством.

Порядок осуществления такой валютной операции, а также требования об использовании специального счета при ее совершении также не установлены. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона N 173-ФЗ валютные операции осуществляются без ограничений, если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования.

Поскольку валютная операция, совершаемая при выдаче российским юридическим лицом иностранным гражданам наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в качестве заработной платы, разрешена законом и не ограничена требованиями об использовании специального счета и о резервировании, как указал Президиум ВАС РФ, она не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Следует отметить, что до принятия указанного Постановления Президиумом ВАС РФ в судебной практике единообразия по рассматриваемому вопросу не было.

Так, часть судов приходила к выводу, что выплата юридическими лицами - резидентами иностранным физическим лицам - нерезидентам заработной платы наличными денежными средствами в рублях является операцией, запрещенной валютным законодательством, и влечет привлечение к административной ответственности (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.08.2007 N А10-1160/07-Ф02-5255/07, от 20.07.2007 N А78-5027/06-С2-28/245-Ф02-4396/07 (данное Постановление отменено вышеуказанным актом Президиума ВАС РФ)).

Другая часть судов придерживалась противоположной позиции (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.09.2007, 12.09.2007 N Ф03-А73/07-2/3366).

Однако принятие указанного Постановления Президиумом ВАС РФ закрепило судебную практику и сделало ее единообразной.

Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 11.04.2008 N А17-5970-5976/5981/2007 пришел к выводу, что выдача иностранным гражданам российским юридическим лицом наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в качестве заработной платы не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 05.08.2008 N А10-94/08-Ф02-3658/08 указал: поскольку валютная операция, совершаемая при выдаче российским юридическим лицом иностранным гражданам наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в качестве заработной платы, разрешена законом и не ограничена требованиями об использовании специального счета и о резервировании, она не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 13.05.2008 N А65-19004/07 рассмотрел ситуацию, в которой ни трудовым, ни коллективным договорами не предусмотрена выплата заработной платы путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на банковские счета работника - иностранного гражданина в уполномоченных банках, не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать такой счет для получения заработной платы от юридического лица - резидента. Суд пришел к выводу, что выплата организацией иностранному работнику заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации соответствует действующему законодательству.

Как указал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 15.05.2008 N А56-27311/2007, выдача организацией-резидентом заработной платы иностранному гражданину - нерезиденту в виде наличных денежных средств не может рассматриваться как незаконная валютная операция. Следовательно, действия организации не образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Таким образом, учитывая сложившуюся судебную практику, вынесение указанного постановления неправомерно.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

27.07.2009