Администрацией субъекта РФ утверждена программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009 г., предусматривающая выделение субсидий за счет средств регионального бюджета. Субсидии будут предоставляться в виде возмещения части понесенных затрат по уплате процентов по кредитам, страховых взносов по договорам страхования, лизинговых платежей и т. д. Каков порядок налогообложения субсидий в зависимости от применяемого субъектами малого и среднего предпринимательства режима налогообложения (общий режим, предусматривающий уплату налога на прибыль организациями и НДФЛ индивидуальными предпринимателями; УСН; ЕНВД)? Относятся ли к субъектам малого и среднего предпринимательства физические лица - производители товаров, работ (услуг)?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 июля 2009 г. N 03-03-06/4/63
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев запрос о налогообложении субсидий, выделяемых субъектам малого и среднего предпринимательства, сообщает следующее.
При определении объекта налогообложения налогом на прибыль организациями учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст. 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
В соответствии с п. 2 указанной статьи НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления из бюджета. Указанная норма распространяется на организационно-правовые формы юридических лиц, имеющие право напрямую получать средства из бюджета.
Перечень таких юридических лиц поименован в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в НК РФ и БК РФ.
В соответствии со ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
По своему назначению указанные субсидии направлены на компенсацию части произведенных затрат или недополученных доходов, возникших в связи с деятельностью организации.
Следовательно, у организаций, получивших субсидии в соответствии со ст. 78 БК РФ, возникает экономическая выгода.
Таким образом, средства в виде субсидий, выделяемые организациям согласно ст. 78 БК РФ на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов.
По аналогичным основаниям у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, денежные средства в виде субсидий, выделяемые им согласно ст. 78 БК РФ на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, признаются доходом в целях применения упрощенной системы налогообложения и подлежат налогообложению в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата организациями единого налога на вмененный доход предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Денежные средства в виде субсидий, выделяемые согласно ст. 78 БК РФ на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, относятся к внереализационным доходам и, соответственно, не подпадают под вид деятельности, переведенный на уплату единого налога на вмененный доход, в связи с чем подлежат налогообложению у организаций, переведенных по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности на уплату единого налога на вмененный доход, налогом на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ, а у индивидуальных предпринимателей - в соответствии с гл. 23 НК РФ.
В целях гл. 23 НК РФ доходы индивидуальных предпринимателей в виде субсидий, выделяемых на возмещение ранее понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, подлежат налогообложению в порядке, установленном данной главой, с применением налоговой ставки в размере 13 процентов.
Вместе с тем суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам), на основании пп. 35 ст. 217 НК РФ, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц.
Обращаем внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, отвечающие определенным условиям.
Физические лица - производители товаров, работ (услуг) к субъектам малого и среднего предпринимательства не относятся.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. В.ТРУНИН
27.07.2009