Понятие и порядок введения финансового оздоровления в отношении неплатежеспособного должника

(Телюкина М. В.)

("Юридический мир", N 6, 2003)

Текст документа

ПОНЯТИЕ И ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ

В ОТНОШЕНИИ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОГО ДОЛЖНИКА

М. В. ТЕЛЮКИНА

М. В. Телюкина, кандидат юридических наук.

Финансовое оздоровление - новая процедура конкурса, не известная ни Закону "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" 1992 г., ни Закону "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г.

Новый Закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон), вступивший в силу 03.12.02, содержит целую главу, включающую в себя 17 статей, нормы которой регламентируют осуществление финансового оздоровления в рамках конкурсного процесса.

Финансовое оздоровление - восстановительная процедура, цель которой - выведение предприятия из кризиса путем сохранения его руководства (активность которого ограничивается) и осуществления периодических выплат кредиторам, результатом которых является полное исполнение всех обязательств. В рамках финансового оздоровления не проводятся активные экономические мероприятия, не осуществляется продажа бизнеса в соответствии с какими-либо специальными правилами (это возможно только в общем порядке в соответствии с ГК РФ).

Сущность финансового оздоровления в том, что эта восстановительная процедура применяется к таким субъектам, которые в принципе способны в течение определенного времени (не более 2-х лет) расплатиться с кредиторами, но не могут сделать этого сразу.

Предоставление должнику такой дополнительной возможности для восстановления платежеспособности позволяет сделать вывод об усилении продолжниковой направленности российского конкурсного права.

Общие правила подачи ходатайства о введении финансового оздоровления, которые конкретизируются ст. 77 - 80 Закона, определены нормами ст. 76 Закона.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом в отношении должников, которые способны в течение определенного времени удовлетворить все требования кредиторов. Определение о введении финансового оздоровления суд выносит по решению собрания кредиторов при наличии ходатайства лиц, указанных в Законе о банкротстве (это общее правило), либо по собственной инициативе (это исключение, допускаемое лишь в случаях, названных в п. 2, 3 ст. 75 Закона).

Стадия финансового оздоровления не является обязательной; оно может быть введено при наличии определенных предпосылок. Эта стадия следует за процедурой наблюдения и может предшествовать внешнему управлению либо конкурсному производству. На этапе финансового оздоровления возможно и заключение мирового соглашения.

Ходатайство о введении финансового оздоровления могут подать следующие субъекты:

- должник - посредством действий руководителя, основанных на решении вышестоящего органа юридического лица - корпорации либо органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия;

- учредители (участники) юридического лица - должника - принимая решение на общем собрании учредителей (участников);

- любой из учредителей (участников) юридического лица - должника - в этом случае он будет выступать как третье лицо;

- орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия (по сути, это будет решение должника, поскольку речь может идти только о полномочиях действовать от имени должника);

- третьи лица (т. е. любые субъекты: как любой из кредиторов либо участников, так и субъекты, таковыми не являющиеся, а имеющие определенную заинтересованность к судьбе должника).

Названные субъекты по общему правилу обращаются с ходатайством к первому собранию кредиторов, для чего оно должно быть направлено временному управляющему и в арбитражный суд как минимум за 15 дней до даты проведения первого собрания кредиторов. Буквальное толкование указанного положения п. 2 ст. 76 Закона позволяет сделать вывод о том, что несоблюдение императивного требования о направлении ходатайства двум субъектам - управляющему и суду - влечет отказ суда в рассмотрении этого ходатайства, и на практике такие ситуации встречаются. Однако в данном случае представляется целесообразным применить расширительное толкование с тем, чтобы в случаях несоблюдения сроков направления ходатайства (управляющему - за 15 дней; суду - в день рассмотрения дела) оно все равно подлежало рассмотрению. На практике возникают ситуации, когда ходатайство будет подано менее чем за 15 дней и самому временному управляющему. Представляется необходимым выработать механизмы, позволяющие рассматривать такие ходатайства, если они соответствуют всем предъявляемым требованиям. Очевидно, в данном случае возможен и противоположный вариант толкования - в целях определенности повестки дня собрания необходимо ввести определенные ограничения для должника и отклонить ходатайство о введении финансового оздоровления, даже если они не соответствуют единственному (притом формальному) требованию, связанному с соблюдением 15-дневного срока.

Временному управляющему направляется ходатайство с приложением всех необходимых документов (названных в ст. 77 - 78 Закона), при этом возникает обязанность управляющего предоставить кредиторам возможность ознакомления с названными документами. Представляется, что в целях исполнения этой обязанности управляющий должен проинформировать каждого кредитора о месте (и, возможно, времени), где с документами, связанными с введением финансового оздоровления, можно будет ознакомиться. При неисполнении управляющим обязанности о предоставлении кредиторам возможности ознакомления с документами любой из кредиторов может поставить вопрос об ответственности управляющего (в соответствии со ст. 25 Закона), в частности, о возмещении причиненных этим убытков.

Ходатайство о введении финансового оздоровления может быть обращено не к собранию кредиторов, а к арбитражному суду только в случаях, прямо названных в Законе о банкротстве.

Как упоминалось выше, отдельные нормы Закона конкретизируют требования, предъявляемые к ходатайству о введении финансового оздоровления, исходящему от учредителей (участников) должника - корпорации либо собственника имущества унитарного предприятия (ст. 77 Закона) и от третьих лиц (ст. 78 Закона).

Для рассмотрения вопроса о целесообразности введения финансового оздоровления созывается общее собрание учредителей (участников) корпорации, на котором осуществляется голосование большинством голосов лиц, участвовавших в собрании.

На собрании могут быть рассмотрены, в частности, следующие вопросы:

- о выполнении руководством должника своих обязанностей (если участники придут к выводу о том, что руководитель действовал недобросовестно либо недостаточно квалифицированно, его полномочия могут быть досрочно прекращены; соответственно собрание изберет нового руководителя);

- о конкретных сроках, в течение которых требования кредиторов могут быть удовлетворены, и порядке их удовлетворения (график погашения задолженности);

- о мероприятиях, которые планируется провести в рамках финансового оздоровления (план финансового оздоровления).

Пункт 3 ст. 77 Закона устанавливает право участников, голосовавших за введение финансового оздоровления, предоставить обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности либо организовать предоставление обеспечения. В последнем случае, очевидно, имеется в виду договоренность участников с третьим лицом о предоставлении обеспечения. Конкретные способы обеспечения исполнения обязательств названы в главе 23 ГК РФ, при этом в соответствии со ст. 329 ГК РФ перечень способов не является исчерпывающим: иные способы обеспечения исполнения обязательств могут быть предусмотрены законом либо договором, т. е. в принципе представляется допустимым предложение участникам иного, не названного в главе 23 ГК РФ способа обеспечения исполнения обязательств.

Однако необходимо учесть, что ч. 2 п. 1 ст. 79 Закона запрещает использование таких способов, как удержание, задаток, неустойка.

Следует обратить внимание на то, что вопрос о предоставлении обеспечения решается участниками, голосовавшими за введение финансового оздоровления, следовательно, остальные участники не могут как-либо этому воспрепятствовать.

К сожалению, Закон не решает важного практического вопроса о порядке действия в ситуации, когда разные участники настаивают на предоставлении различных способов обеспечения, причем к соглашению о выборе способа (способов) прийти не удается. Думается, что в такой ситуации вопрос об обеспечении может быть поставлен на голосование; при этом допустимо сочетание различных способов обеспечения, предложенных разными участниками.

Намерение участников юридического лица ввести финансовое оздоровление оформляется решением собрания участников об обращении к первому собранию кредиторов о введении финансового оздоровления. Это решение должно содержать положения, названные в п. 4, 5 ст. 77 Закона.

Требования, предъявляемые к ходатайству третьего лица (третьих лиц) о введении финансового оздоровления, конкретизируются нормами ст. 78 Закона. Такое ходатайство может быть подано только по договоренности с должником, т. е. с руководителем должника. Законодательство специально не предусматривает необходимости какого-либо согласования (например, собрания участников); решение этого вопроса может зависеть от квалификации указанной договоренности в качестве сделки либо юридического действия, сделкой не являющегося, - поскольку согласовываться должны именно сделки.

Ходатайство третьих лиц в обязательном порядке должно содержать сведения об обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, в то время как участники юридического лица - должника, подавая соответствующее ходатайство, могут обеспечение и не представлять.

Еще одним отличием регулирования представления ходатайства о введении финансового оздоровления участниками (собранием участников) и третьими лицами является то, что в первом случае обеспечение может быть предоставлено другими субъектами (не только участниками должника), а во втором - только самими третьими лицами, ходатайствующими о введении финансового оздоровления.

К ходатайству третьих лиц о введении финансового оздоровления должны быть приложены документы об обеспечении исполнения обязательств, а также график погашения задолженности. При этом Закон не отвечает на вопрос о том, какой именно субъект составляет этот график - сам должник либо третье лицо, ходатайствующее о введении финансового оздоровления. Представляется, что составлять такой график должен должник, однако Закону не противоречит ситуация, когда график составляется третьим лицом и согласуется с должником, т. е. фактически утверждается руководителем должника.

Как отмечалось выше, в качестве третьего лица может выступать любой из участников юридического лица - должника - это особенно актуально в случаях, когда собрание участников проголосовало против введения финансового оздоровления, а конкретные участники в этом все же заинтересованы и готовы предоставить необходимое обеспечение.

Часть 4 п. 2 ст. 78 Закона регулирует ситуацию, когда третьих лиц, ходатайствующих о введении финансового оздоровления, несколько. Эти лица должны подавать одно (подписанное всеми) ходатайство, к которому необходимо приложить соглашение об обеспечении исполнения обязательств должника каждым из них.

При этом Закон устанавливает, что "указанное соглашение должно предусматривать солидарную ответственность лиц, его заключивших". Данная формулировка является серьезным недостатком юридической техники Закона, поскольку не определяет характер ответственности субъектов (что было бы логично и целесообразно), а устанавливает необходимость включить положение о характере ответственности в договор. На практике возникает проблема квалификации соглашений, в которых указание на субсидиарный характер ответственности отсутствует. Действительно ли такое соглашение? Из буквального толкования текста Закона следует отрицательный ответ, т. к. перед нами будет сделка, условия которой не соответствуют императивным требованиям Закона. Между тем нецелесообразность признания недействительными соглашений об обеспечении исполнения обязательств по указанному основанию очевидна.

После введения финансового оздоровления должник продолжает функционировать с определенными ограничениями, установленными Законом и связанными с деятельностью административного управляющего либо собрания кредиторов (действия руководителя, требующие одобрения названных субъектов, перечислены в ст. 82 Закона). При этом осуществляется удовлетворение требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. Более подробное рассмотрение этих и других проблем финансового оздоровления не является целью настоящей статьи, в которой основное внимание было уделено определению сущности и порядка введения финансового оздоровления.

Название документа