Организация реализует не обращающиеся на организованном рынке ценные бумаги. При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций организация использовала данные о стоимости таких ценных бумаг, определенной оценщиком, привлеченным организацией, которая их приобретает. Правомерно ли поступила организация, реализующая вышеуказанные ценные бумаги?

Ответ: Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей определяет Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 135-ФЗ основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки указанных в ст. 5 Федерального закона N 135-ФЗ объектов, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор.

Каких-либо ограничений в отношении использования одной стороной сделки (например, организацией-продавцом) данных о стоимости объекта оценки, определенной оценщиком, привлеченным другой стороной сделки (например, организацией-покупателем), Федеральным законом N 135-ФЗ не установлено.

Не установлено таких ограничений и гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Главой 25 НК РФ установлены лишь ситуации, при которых организация, совершающая ту или иную операцию, обязана либо вправе привлекать оценщика.

Например, п. 1 ст. 277 НК РФ обязывает организацию, получающую в уставный капитал имущество от физических лиц и иностранных организаций, подтверждать рыночную стоимость такого имущества оценщиком.

Пункт 6 ст. 280 НК РФ позволяет организации, реализующей не обращающиеся на организованном рынке ценные бумаги, для определения расчетной цены таких ценных бумаг привлекать оценщика.

Однако ограничений в отношении использования одной стороной сделки (например, организацией-продавцом) данных о стоимости объекта оценки, определенной оценщиком, привлеченным другой стороной сделки (например, организацией-покупателем), гл. 25 НК РФ не установлено.

Аналогичный вывод можно сделать из Постановления ФАС Московского округа от 21.01.2009 N КА-А40/12984-08.

Спор между налоговым органом и налогоплательщиком возник из-за того, что налогоплательщик, реализовавший не обращающиеся на организованном рынке ценные бумаги, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций использовал данные о стоимости таких ценных бумаг, определенной оценщиком, привлеченным организацией, которая их приобрела.

Судом было установлено, что между организацией-продавцом и организацией - покупателем не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг было заключено соглашение, в соответствии с которым обязанность привлечь оценщика была возложена на организацию-покупателя.

Суд указал на то, что п. 6 ст. 280 НК РФ указывает лишь на необходимость привлечения оценщика для определения расчетной цены ценных бумаг, при этом не указано, что договор с оценщиком должен быть заключен самим налогоплательщиком, реализующим акции.

Пункт 6 ст. 280 НК РФ допускает привлечение оценщика для оценки реализуемых ценных бумаг как продавцом ценных бумаг, так и покупателем.

Д. В.Осипов

Главный специалист-эксперт

отдела налогообложения прибыли

(дохода) организаций

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

24.07.2009