Организация планирует осуществить выпуск новой продукции, предварительно исследовав конъюнктуру рынка: изучив спрос на аналогичные товары и проанализировав ценовую политику конкурентов путем проведения социологического опроса. По решению руководства организации для реализации принятого решения издан приказ о выделении штата сотрудников (количество установлено приказом) для проведения социологического опроса об аренде специального помещения, об оснащении арендованного помещения техническими средствами для обработки информации и т. п. Вправе ли организация учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль затраты на вышеуказанные мероприятия?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ при исчислении налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

При этом основными критериями для признания расходов являются следующие требования: расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В силу пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

В данном случае решение руководства принято в целях осуществления выпуска новой продукции (что подтверждено соответствующим приказом), то есть обоснованность и направленность соответствующих расходов на получение дохода бесспорны. Следовательно, при наличии у организации необходимых финансовых документов, подтверждающих факт понесенных расходов, указанные затраты можно учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

24.07.2009