Организация осуществляет деятельность в области туризма. В летний период организацией для дополнительного оформления зала приема посетителей были заказаны и закуплены коллекционные модели кораблей, самолетов, машин, а также фигурки туристов, рыболовов, путешественников, искусственные миниатюрные деревья, кустарники и цветы. Из указанных предметов созданы миниатюрные композиции, демонстрирующие различные направления отдыха и туризма. Вправе ли организация учесть затраты на приобретение указанных предметов в качестве расходов на рекламу при определении налоговой базы по налогу на прибыль?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Как следует из вопроса, затраты на приобретение предметов оформления зала для посетителей носят тематическую направленность - демонстрируют различные направления отдыха и туризма.
Также и деятельность организации связана с оказанием туристических услуг.
Однако, чтобы в данном случае можно было говорить о том, что приобретенные организацией предметы (фигурки) призваны рекламировать деятельность организации перед посетителями данного зала - потенциальными покупателями услуг организации, следует обратиться к Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).
В соответствии с Законом N 38-ФЗ рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3).
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3).
В данном случае созданные композиции из приобретенных миниатюр и фигурок не являются объектом рекламирования в том смысле, который заложен в определении объекта рекламирования, установленном п. 2 ст. 3 Закона N 38-ФЗ.
Таким образом, потраченные суммы нельзя учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как затраты на рекламу (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Также следует отметить, что суммы, потраченные на оформление тематическими миниатюрами зала посетителей, довольно сложно отнести к обоснованным расходам, направленным на получение дохода.
Учитывая изложенное, в данной ситуации организация не вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль, в связи с чем оформление зала посетителей миниатюрами из покупных фигурок придется осуществлять за счет собственных средств.
О. А.Королева
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
24.07.2009