Организация, осуществляющая строительную деятельность, заказала специализированной компании услуги по изучению и анализу рынка, а также по прогнозированию тенденций спроса и предложения квартир на первичном рынке жилья. Организация оплатила оказанные услуги и уменьшила налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на данные расходы. В ходе налоговой проверки налоговый орган указал на то, что организации, помимо договора, акта и счета об оплате, в подтверждение понесенных расходов необходимо представить отчет о проведенных маркетинговых исследованиях. Правомерно ли требование налогового органа? Необходимо ли представление отчета о маркетинге для обоснованности понесенных расходов, если акт содержит подробный перечень оказанных организации услуг?

Ответ: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Статьей 88 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность исчисления налогов.

В силу п. 1 ст. 252 НК РФ при исчислении налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные:

- документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы;

- документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

Исходя из изложенного документально подтвердить расходы налогоплательщику придется не только первичными документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, но и документами, косвенно подтверждающими понесенные расходы.

В основном суды рассматривают в качестве документов, подтверждающих расходы на маркетинг, в том числе отчет о маркетинге и на основании изложенных в нем сведений делают выводы об экономической обоснованности расходов. Например, рассмотрели отчет о маркетинге в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 03.05.2007 N А82-8885/2004-15, ФАС Северо-Западного округа от 13.08.2008 N А05-5/2008, ФАС Поволжского округа от 20.03.2008 N А65-17889/06.

Между тем отдельные суды придерживаются позиции, согласно которой представлять отчет о маркетинге в обоснование понесенных расходов, налогоплательщику не нужно.

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 16.03.2009 N КА-А40/1402-09 указал на то, что отсутствие результатов оказанных услуг в виде отчетов о проведенном исследовании не опровергает вывод о документальном подтверждении произведенных налогоплательщиком расходов. Суд исходил из того, что законом не предусмотрена обязательность подтверждения факта оказания услуг путем представления его результата. Кроме того, результаты маркетинговых услуг - отчеты исполнителя не являются первичными учетными документами, налоговое и бухгалтерское законодательство не содержит требований по хранению подобных документов, а также сроков их хранения. Вывод суда о документальном подтверждении расходов основан на оценке договора в виде счета на оплату услуг (оферта) и платежного поручения на оплату услуг (акцепт), а также акта сдачи-приемки оказанных услуг, в котором описывается характер оказанных услуг.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 01.03.2007 N А33-10956/06-Ф02-725/07 отклонил доводы налогового органа о необходимости представления организацией отчета об итогах произведенных исследований, который должен содержать информацию о предмете исследований, раскрыть методы сбора данных, отражать выводы, полученные в результате проделанной работы, поскольку ни гражданским, ни налоговым законодательством не предусмотрено в качестве обязательного условия составление отчета по договору об оказании услуг.

Таким образом, требование налогового органа правомерно в том случае, если будет доказано, что отчет о маркетинге составлялся и имеется у налогоплательщика, а также если договор, акт, счета не содержат в себе достаточных сведений о конкретных услугах, оказанных организации. Вместе с тем, как свидетельствует арбитражная практика, ни гражданским, ни налоговым законодательством не предусмотрено составление отчета по договору об оказании услуг. Однако такую точку зрения налогоплательщику, вероятно, придется доказывать в судебном порядке.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

21.07.2009