Проект федерального закона "об аккредитации в российской федерации" вынесен на общественное обсуждение

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 25 апреля 2012 года

И.В. КЕРЕНСКИЙ

Проект Федерального закона "Об аккредитации в Российской Федерации" (далее - проект Закона об аккредитации) разработан Минэкономразвития России.

Авторы данного документа предлагают установить единые требования к порядку аккредитации, правилам выдачи, приостановления действия и аннулирования аттестатов аккредитации, правилам контроля деятельности аккредитованных лиц.

Проект Закона об аккредитации содержит положения о создании и ведении государственной информационной системы в области аккредитации, в которую предлагается включить информацию о нормативном регулировании аккредитации, аккредитованных лицах, экспертах по аккредитации, ежегодных планах проведения проверок и др.

Сфера действия проекта Закона об аккредитации

В настоящее время термин "аккредитация" встречается в более чем двух десятках федеральных законов, регулирующих различные сферы деятельности, в частности в законах, регулирующих:

- образование (аккредитация образовательных учреждений);

- охрану труда (аккредитация организаций, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда);

- правила сертификации продукции (аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий) и т.д.

Например, только аккредитованные образовательные учреждения могут выдавать документы об образовании государственного образца (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"). В соответствии со ст. 1244 ГК РФ организация по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе может осуществлять определенные виды деятельности только после прохождения государственной аккредитации.

Однако отметим, что единое определение понятия "аккредитация" в настоящее время в российском законодательстве отсутствует. Нет и единого органа, который проводил бы все виды аккредитаций.

Рассматриваемый проект также не предполагает создания единой системы аккредитации, которая включала бы все виды аккредитаций, существующих в РФ. В ст. 1 проекта Закона об аккредитации содержится широкий перечень отношений по аккредитации, которые исключаются из сферы его действия. Всего таких исключений 25. К ним, в частности, относятся оба представленных выше примера.

Вместе с тем проект Закона об аккредитации затрагивает широкий круг отношений по аккредитации. Например, это отношения, урегулированные:

- Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в части аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);

- Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в части аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях официального признания их компетентности в области выполнения работ и (или) оказания услуг по обеспечению единства измерений;

- Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ в части аккредитации организаций, проводящих негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий;

- Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" в части аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), проводящих сертификационные испытания, и др.

Вместе с тем есть основания предположить, что в случае принятия проекта Закона об аккредитации возможно постепенное расширение сферы его действия. Так, понятие аккредитации в проекте трактуется достаточно широко. Аккредитация понимается как подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица либо индивидуального предпринимателя установленным критериям аккредитации, служащее официальным свидетельством его компетенции.

Порядок проведения аккредитации

Проект Закона об аккредитации предполагает разделение следующих функций уполномоченных органов:

- функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аккредитации, которые будет осуществлять один федеральный орган исполнительной власти (наиболее вероятно, что таким органом будет Минэкономразвития России);

- функций непосредственно по аккредитации, которые будут выполняться национальным органом по аккредитации (предположительно Росаккредитацией). На национальный орган по аккредитации (далее - орган по аккредитации) также предлагается возложить полномочия по контролю деятельности аккредитованных лиц.

Одним из важнейших принципов проведения аккредитации, предлагаемых авторами проекта Закона об аккредитации, является принцип недопустимости совмещения органом по аккредитации полномочий по аккредитации и по оценке соответствия.

Чтобы пройти аккредитацию, заявитель (российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) должен соответствовать определенным критериям аккредитации. Устанавливать такие критерии на основании международных стандартов будет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Каких-либо требований к критериям аккредитации в проекте не содержится.

Согласно проекту Закона об аккредитации иностранные лица, осуществляющие свою деятельность за пределами территории РФ, вправе обратиться в национальный орган для проведения аккредитации наравне с российскими юридическими лицами. Предполагается, что особенности аккредитации для иностранных лиц будет устанавливать Правительство РФ.

Для получения аттестата аккредитации заявитель должен будет подать заявление и документы, подтверждающие его соответствие критериям аккредитации, в орган по аккредитации. Последний обязан будет провести процедуру аккредитации в течение 30 дней с момента получения указанных документов.

Проектом Закона об аккредитации предусмотрено, что в течение отведенных для принятия решения 30 календарных дней орган по аккредитации проводит проверку в отношении заявителя. Ее предполагается проводить в два этапа:

1) экспертиза представленных документов и сведений (не более 10 рабочих дней);

2) выездная проверка по месту осуществления деятельности в заявленной области аккредитации (при положительном заключении экспертизы).

Для проведения аккредитации орган по аккредитации обязан будет привлекать экспертов по аккредитации, а в тех случаях, когда требуются специальные знания, - технических экспертов. В качестве экспертов по аккредитации будут выступать физические лица, прошедшие соответствующую аттестацию и внесенные в реестр экспертов по аккредитации и технических экспертов. Предполагается, что орган по аккредитации будет формировать экспертные группы из экспертов по аккредитации, а в случае необходимости - из технических экспертов. Экспертные группы будут заниматься проведением обоих этапов проверки соответствия заявителя критериям аккредитации.

Эксперты по аккредитации должны быть компетентны и независимы от любого коммерческого, финансового или административного воздействия, которое оказывает или может оказать влияние на принимаемые органом по аккредитации решения. Они обязаны будут обеспечивать конфиденциальность сведений, составляющих охраняемую законом тайну. При нарушении экспертами данных требований, а также при выявлении фактов предоставления ими заведомо ложных заключений эксперты будут нести ответственность (аннулирование аттестата эксперта, исключение технического эксперта из реестра технических экспертов).

Аттестат аккредитации

По результатам экспертизы документов и выездной проверки принимается решение о выдаче аттестата аккредитации (далее - аттестат) или об отказе в аккредитации. Аттестат подтверждает аккредитацию заявителя в определенной области, и неотъемлемой его частью является приложение с указанием области аккредитации. Аттестат выдается в бумажном виде и является бланком строгой отчетности. Срок действия аттестата составляет пять лет.

Если юридическое лицо, получившее аттестат, прошло реорганизацию в форме преобразования, то аттестат аккредитации подлежит переоформлению. Переоформить аттестат обязаны юридическое лицо при смене своего места нахождения и индивидуальный предприниматель при смене места жительства, а также имени, фамилии, отчества или реквизитов документов, удостоверяющих личность.

Переоформление аттестата проводится в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления и прилагаемых к нему документов. За это время орган по аккредитации проводит проверку достоверности сведений, содержащихся в заявлении и приложенных документах.

В период действия аттестата аккредитованное лицо вправе будет обратиться в орган по сертификации с заявлением о расширении области аккредитации. Порядок расширения области аккредитации аналогичен порядку получения аттестата аккредитации.

Государственный и инспекционный контроль деятельности

аккредитованных лиц

Согласно проекту Закона об аккредитации в течение срока действия аттестата в отношении аккредитованных лиц будут проводиться два вида контроля: государственный и инспекционный. Отличие их друг от друга состоит в том, кто именно будет осуществлять каждый из видов контроля, а также в возможных последствиях для аккредитованных лиц.

Государственный контроль в форме плановых и внеплановых проверок аккредитованных лиц будет осуществлять орган по аккредитации.

Первая плановая проверка будет проводиться в течение года с момента принятия решения об аккредитации, а последующие - по истечении двух лет с даты окончания предыдущей плановой проверки.

Что касается внеплановых проверок, то они будут проводиться:

- при поступлении в орган по аккредитации сообщений и заявлений о фактах нарушения аккредитованным лицом критериев аккредитации;

- по истечении срока исполнения аккредитованным лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения критериев аккредитации;

- в некоторых других случаях.

Для проведения плановых и внеплановых проверок согласования с органами прокуратуры не потребуется.

Если орган по аккредитации выявит какие-либо несоответствия аккредитованного лица критериям аккредитации, он вправе будет принять решение о приостановлении действия аттестата в определенной области аккредитации, о полном приостановлении его действия либо о выдаче предписания об устранении нарушений. Неисполнение указанного предписания в установленный срок может повлечь приостановление действия аттестата на период до трех месяцев. Если после этого нарушения не будут устранены, орган по аккредитации сможет аннулировать аттестат либо принять решение о сокращении области аккредитации.

Предполагается, что к отношениям, связанным с осуществлением контроля деятельности аккредитованных лиц, будут применяться также положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных рассматриваемым проектом.

Проект Закона об аккредитации предполагает создание органа по досудебному урегулированию споров аккредитованных лиц с органом по аккредитации - комиссии по апелляциям. В ее состав будут входить представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, общероссийских общественных организаций, объединений предпринимателей и потребителей, научных организаций. Правила деятельности комиссии по апелляциям будут определяться положением, которое будет утверждать орган по выработке государственной политики в сфере аккредитации.

Инспекционный контроль будет проводиться экспертной группой в соответствии с ежегодно утверждаемым планом. При этом период между проверками не может превышать двух лет. В ходе инспекционного контроля экспертная группа будет выяснять, соответствует ли аттестованное лицо критериям аккредитации. По итогам проверки экспертная группа составит заключение, которое передаст проверяемому лицу и в орган по сертификации. Сведения, содержащиеся в экспертном заключении, могут быть основанием для проведения органом по сертификации внеплановой проверки аккредитованного лица.

Инспекционный контроль деятельности аккредитованных лиц будет проводиться за плату. Размер платы будет определяться в соответствии с методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Документ:

Проект Федерального закона "Об аккредитации в Российской Федерации" (с текстом законопроекта и представленных к нему комментариев и редакций можно ознакомиться по ссылке: http://zakon.government.ru/article/4121/).

------------------------------------------------------------------