Организация (ОАО) предъявила к вычету сумму НДС на основании счета-фактуры, подписанного лицом, полномочия которого в качестве генерального директора организации подтверждены протоколом внеочередного общего собрания акционеров организации о досрочном прекращении полномочий старого директора и назначении нового. Однако налоговым органом в вычете было отказано, поскольку, по его мнению, счет-фактура подписан неуполномоченным лицом (сведения о смене директора в ЕГРЮЛ отсутствуют). Правомерно ли решение налогового органа?
Ответ: Статьей 171 Налогового кодекса РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами обложения налогом на добавленную стоимость, а также для перепродажи.
В силу п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.
Пунктом 6 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В силу п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 103 Гражданского кодекса РФ, пп. 8 п. 1 ст. 48 и ст. 69 Закона N 208-ФЗ образование исполнительного органа акционерного общества и досрочное прекращение его полномочий относятся к компетенции общего собрания акционеров или в соответствии с уставом к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Пункт 1 ст. 9 Федерального закона 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) относит руководителя постоянно действующего исполнительного органа к числу заявителей регистрируемого юридического лица. Фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, составляют сведения, которые подлежат отражению в ЕГРЮЛ (пп. "л" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).
На основании приведенных норм суды приходят к выводу, что генеральный директор как единоличный исполнительный орган акционерного общества приобретает полномочия на осуществление без доверенности действий от его имени, в том числе и по совершению сделок, с момента его избрания уполномоченным органом акционерного общества, а не с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 19.02.2009 N А56-17554/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 03.06.2009 N Ф04-3341/2009(8173-А27-41)).
Из изложенного следует вывод, согласно которому отсутствие сведений о внесении изменений в ЕГРЮЛ о смене директора не является основанием для непризнания полномочий лица, избранного на эту должность в порядке, установленном нормами гражданского законодательства, а значит, решение налогового органа об отказе в вычете суммы НДС является неправомерным.
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
20.07.2009