В ходе проведения антимонопольным органом по субъекту РФ мер по государственному контролю за соблюдением организацией (рекламораспространителем) законодательства о рекламе установлено, что в рекламной газете, выпускаемой организацией, размещена реклама общества (рекламодателя) об оказании услуг по монтажу пластиковых окон, остеклению лоджий и балконов без указания лицензии лицензирующего органа. Постановлением антимонопольного органа по субъекту РФ организация привлечена к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ. Организация ссылается на то, что деятельность по монтажу пластиковых окон, остеклению лоджий и балконов не подлежит лицензированию. Подлежит ли организация привлечению к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ в данном случае?

Ответ: Согласно ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно п. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно п. 4 ст. 3 Закона N 38-ФЗ ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона N 38-ФЗ недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с пп. 101.2 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат следующие виды деятельности: строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.

Согласно п. 1 Положения о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.03.2002 N 174, деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает выполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, а также выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика-застройщика.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, услуги по ремонту и замене дверей, оконных рам, дверных оконных коробок относятся к бытовым услугам и находятся в разделе "Ремонт жилья и других построек" ОКУН.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация в данном случае подлежит привлечению к административной ответственности, так как работы по монтажу пластиковых окон, остеклению лоджий и балконов подлежат лицензированию, а организация распространила рекламу вышеназванных работ без указания лицензии.

Правомерность такого вывода подтверждается арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.04.2009 N Ф04-6697/2008(4462-А27-23)).

Стоит отметить, что в соответствии с п. 6.1 ст. 18 Федерального закона N 128-ФЗ лицензирование деятельности по проектированию, строительству и инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, прекращается с 1 января 2010 г.

Предоставление лицензий на осуществление указанных видов деятельности прекратилось с 1 января 2009 г.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

20.07.2009