О предложениях по совершенствованию законодательного регулирования земельных отношений: об определении цены выкупа земельных участков, приобретении прав на земельные участки, порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, продлении сроков государственной регистрации, уточнении порядка включения (исключения) земельных участков в границы населенных пунктов и др
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 июля 2009 г. N Д23-2300
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел предложения по совершенствованию законодательного регулирования земельных отношений и сообщает.
По пп. 1.1 п. 1.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2010 г. действует льготный порядок определения цены выкупа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Указанный порядок распространяется, в частности, на коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка должна применяться наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Необходимо отметить, что право на льготную цену связано с правом собственности на объект недвижимости. Определяющим критерием применения указанных выше цен при выкупе соответствующих земельных участков, по мнению Минэкономразвития России, является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности независимо от времени такого отчуждения.
Таким образом, в случае перехода права собственности на такие здания, строения, сооружения от лиц, приобретших право собственности на них в результате отчуждения их из государственной или муниципальной собственности, к иным лицам по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок данные лица также будут иметь право выкупить указанные земельные участки по вышеназванным ценам.
По пп. 1.2 п. 1.
Выкупная цена земельных участков, на которых отсутствуют объекты недвижимости, определяется в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", то есть при определении стоимости объектов оценки в зависимости от их рыночной стоимости.
Кроме того, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, или за плату, установленную законами субъектов Российской Федерации в размере до 20% кадастровой стоимости земельных участков.
По пп. 1.3 п. 1.
В настоящее время в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона N 143796-5 "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", в котором предусматривается в том числе изменение предельного срока переоформления прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, с 1 января 2010 г. до 1 января 2013 г.
По п. 2.
Предлагается предоставить право на бесплатное приобретение земельных участков и гражданам, которые приобрели жилые дома (доли в праве собственности) до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1 "О собственности в СССР" по наследству.
Вместе с тем такое право уже предусмотрено п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
По пп. 3.1 п. 3.
Порядок образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Редакционные изменения, связывающие понятия "формирование земельных участков" и "образование земельных участков", в ст. ст. 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации не вносились в связи с разработкой проекта федерального закона N 432575-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления градостроительной деятельности", который устанавливал бы новый порядок предоставления земельных участков с учетом понятий, введенных новой главой Земельного кодекса Российской Федерации.
По пп. 3.2 п. 3.
Предлагается законодательно урегулировать вопрос формирования единого земельного участка из земельных участков, как находящихся в частной, государственной муниципальной собственности, так и из неразграниченных земель.
Названное предложение не может быть поддержано, поскольку объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования, за исключением случаев, если все указанные земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования одному лицу, не допускается, так как это приведет к возникновению вещного долевого права, не предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации.
По пп. 3.3 п. 3.
Предлагается внести изменения в п. 18 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в части упрощения процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установив сохранение разделенного земельного участка независимо от того, предоставлен он гражданину либо юридическому лицу либо не предоставлен.
По мнению Минэкономразвития России, указанное предложение нецелесообразно, поскольку существующий упрощенный порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при сохранении разделенного земельного участка обусловлен необходимостью сокращения сроков и объемов проведения кадастровых работ в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, границы которых описаны не точно (земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения).
По пп. 4.1, 4.2 п. 4.
Вопросы, касающиеся предоставления земельных участков, Минэкономразвития России считает возможным учесть при доработке ко второму чтению проекта федерального закона N 432575-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления градостроительной деятельности", которым предусмотрено изменение процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства. Указанным законопроектом предлагается установить закрытый перечень случаев предоставления земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов) и процедуру такого предоставления земельных участков. В частности, предлагается установить возможность предоставления земельных участков без проведения аукционов в случаях первоочередного (внеочередного) или бесплатного предоставления земельных участков гражданам, бесплатного предоставления земельных участков юридическим лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
По пп. 4.3 п. 4.
Как правильно отмечено в обращении, из содержания ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации не следует, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам для целей, не связанных со строительством.
Предоставление земельных участков в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации законодательно не запрещает улучшение земельных участков, в частности, путем размещения спортивных площадок, парковок и тому подобного, при условии, что предполагаемые объекты не будут иметь статуса объектов капитального строительства.
По пп. 4.4 п. 4.
Предлагаемое изменение о включении в ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации положения, предусматривающего, что в случае отказа победителя аукциона от заключения договора аукцион признается несостоявшимся, а внесенный задаток возврату не подлежит, считаем возможным поддержать в ходе дальнейшего нормативно-правового регулирования земельных отношений.
Вместе с тем ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток.
По пп. 4.5 п. 4.
Возможность заключения договора купли-продажи или аренды выставленного на аукцион земельного участка с единственным участником аукциона по начальной цене в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине участия в нем менее двух участников, уже предусмотрена п. 27 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой единственный участник аукциона не позднее чем через десять дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.
Вопросы установления порядка предупреждения собственников земельных участков о принудительном изъятии земельного участка (пп. 5.1 п. 5); изъятия земельного участка у его собственника в связи с его ненадлежащим использованием (пп. 5.2 п. 5); установления запрета на отчуждение единоличным собственником земельного участка долей в праве собственности на этот земельный участок (пп. 6.1 п. 6); ограничения субъекта Российской Федерации в правомочии по установлению порядка проведения согласительных процедур при наличии спора о местоположении выделяемого в счет земельной доли земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (пп. 6.2 п. 6); образования многоконтурных земельных участков (пп. 6.3 п. 6); внесения изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в части упрощения процедуры судебного рассмотрения заявления субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, образованный в счет невостребованных земельных долей (пп. 6.4 п. 6); дополнения Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" нормами, предусматривающими возможность залога земельных долей (пп. 6.5 п. 6); установления правил, в соответствии с которыми выморочное имущество в виде жилого помещения, земельного участка, на котором оно расположено, а также долей в праве собственности на них переходит в муниципальную собственность (п. 7) предполагается разрешить в законопроекте N 130822-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения", внесенном депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и В. П. Денисовым и др., ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
По п. 8.
Решение о возможности продления сроков государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся на земельном участке, в упрощенном порядке предполагается разрешить в законопроекте N 207517-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу продления упрощенного порядка оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества), внесенном депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации П. В. Крашенинниковым, В. С. Груздевым.
По п. 10.
Предложение об установлении возможности возникновения доли в праве на земельный участок, находящийся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, в случае наличия доли в праве собственности на объект недвижимости не может быть поддержано, так как это приведет к дальнейшему усложнению оборота недвижимости.
Кроме того, в настоящее время вопросы предоставления и управления земельными участками разрешаются вне зависимости от разграничения государственной собственности на землю.
По п. 11.
Вопросы, связанные с внесением изменений в ст. ст. 57 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, находятся в ведении Минфина России.
По п. 12.
Предложение об уточнении порядка включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения из границ населенных пунктов считаем возможным поддержать. Оно будет учтено в ходе законопроектной деятельности Минэкономразвития России.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М. В.БОЧАРОВ
17.07.2009