Налоговый орган направил налогоплательщику требование об уплате налогов и пени, а также штрафа. Направление требования обосновано тем, что вступившим в законную силу решением суда решение налогового органа признано частично недействительным. С учетом признанных судом необоснованно доначисленных сумм было отозвано ранее направленное по указанному решению требование и направлено новое требование. Поскольку в новом требовании была допущена ошибка при установлении срока уплаты налога, оно отозвано и направлено еще одно требование. Налоговый орган полагает, что указанные требования являются уточненными и направлены налогоплательщику в соответствии со ст. 71 НК РФ. Правомерна ли позиция налогового органа в данном случае?
Ответ: Согласно п. п. 1 и 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с положениями ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (ст. 70 НК РФ).
Согласно ст. 71 НК РФ в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов по уплате налога или сбора изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.
Таким образом, гл. 10 НК РФ не содержит возможности направления налоговым органом повторного требования об уплате налога, пеней, штрафа, в котором указывается на отзыв ранее выставленного требования.
Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@ утверждена форма требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (Приложение N 1 к указанному Приказу), которая предусматривает отзыв ранее направленного требования в случае, когда обязанность налогоплательщика изменилась.
НК РФ не предусмотрено изменение обязанности налогоплательщика по уплате налога на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно официальной позиции Минфина России НК РФ не предусмотрена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику уточненное требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа на основании вступившего в законную силу решения суда о признании частично недействительным решения налогового органа о взыскании налога, пеней, штрафа (Письмо от 16.04.2009 N 03-02-07/1-191).
Таким образом, направленное налоговым органом требование будет являться недействительным.
Данные выводы нашли свое отражение и в арбитражной практике (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 23.03.2009 N Ф03-905/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2008 N А19-11981/07-43-Ф02-879/08, ФАС Центрального округа от 14.12.2004 N А23-2028/04А-15-117).
Следовательно, позицию налогового органа в данном случае следует признать неправомерной.
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
17.07.2009