О порядке учета для целей налога на прибыль расходов, обусловленных изъятием из оборота парфюмерной и косметической продукции и товаров бытовой химии с истекшим сроком годности

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 16 июля 2009 г. N 3-2-09/139

Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос, сообщает следующее.

Согласно положениям ст. 268 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) стоимость приобретения товаров учитывается в уменьшение доходов от реализации при реализации покупных товаров.

Из запроса следует, что организации - члены ассоциации осуществляют реализацию парфюмерно-косметических товаров.

Согласно п. 4 ст. 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон) на парфюмерно-косметические товары изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. В силу п. 5 ст. 5 Закона продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается.

Парфюмерная и косметическая продукция, сроки годности которой истекли, подлежит изъятию из оборота, экспертизе, утилизации или уничтожению в порядке, установленном Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении (далее - Положение), действие которого распространяется также на парфюмерную и косметическую продукцию (п. п. 2, 18 Положения). Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 N 1263.

В соответствии с п. п. 8, 10, 17 Положения экспертиза (санитарно-гигиеническая, ветеринарно-санитарная, товароведческая и другие) продукции проводится органами государственного надзора и контроля в соответствии с их компетенцией.

Результаты проведенной экспертизы оформляются в виде заключения, в котором указывается о несоответствии продукции требованиям нормативных документов, а также определяется возможность ее утилизации или уничтожения.

Уничтожение продукции оформляется актом установленной формы, один экземпляр которого в 3-дневный срок представляется органу государственного надзора и контроля, принявшему решение о ее уничтожении.

Таким образом, несмотря на то, что операции уничтожения продукции торговыми организациями сами по себе не соответствуют целям деятельности коммерческой торговой организации, определение государством необходимого порядка таких действий в случае истечения срока годности парфюмерно-косметических товаров и товаров бытовой химии фактически признает такие операции связанными с деятельностью, направленной на получение дохода.

В этой связи соблюдение организацией установленного Положением порядка проведения экспертизы продукции, сроки годности которой истекли, является основанием для признания расходов, обусловленных изъятием из оборота парфюмерной и косметической продукции и товаров бытовой химии с истекшим сроком годности, в качестве расходов, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода. В этом случае данные расходы могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса.

В случае если организация не исполняет установленный порядок проведения экспертизы, изъятия из оборота парфюмерной и косметической продукции и товаров бытовой химии с истекшим сроком годности, то операции по утилизации нельзя рассматривать в рамках деятельности, направленной на получение дохода. В таком случае расходы на утилизацию, в том числе стоимость утилизированной продукции, не может быть учтена в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку указанные расходы не удовлетворяют условиям ст. 252 Кодекса.

Согласно положениям п. п. 15 и 18 Положения ответственность за передачу продукции, запрещенной для употребления, для дальнейшего использования или ее уничтожения возложена на владельца продукции. Таким образом, аналогичный указанному выше порядок применяется и в случае изъятия из оборота парфюмерной и косметической продукции и товаров бытовой химии с истекшим сроком годности их производителем.

Данная позиция согласована с Минфином России (Письмо Минфина России от 06.03.2008 N 03-03-05/20).

Заместитель руководителя

Федеральной налоговой службы

С. Н.ШУЛЬГИН

16.07.2009