Организация приобрела газонокосилку стоимостью 15 000 руб. (в том числе НДС) для осуществления работниками благоустройства внутренней и внешней территории завода в том числе при помощи данного оборудования. В налоговой декларации по НДС она заявила уплаченный НДС к вычету. По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение, которым налогоплательщику отказано в принятии вычета по НДС. Основанием послужил вывод налогового органа о том, что указанная сумма НДС не может быть принята к вычету, поскольку приобретение и использование товара (газонокосилки), в стоимости которого оплачена указанная сумма налога, не связаны с осуществлением операций, признаваемых объектами налогообложения. Правомерно ли вынесенное налоговым органом решение?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в порядке ст. 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения (п. 2 ст. 171 НК РФ).
В п. 1 ст. 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).
В силу ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в случае приобретения товаров (работ, услуг) для операций по производству и реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению. Операции, не подлежащие налогообложению, предусмотрены ст. 149 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию здания, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Таким образом, независимо от того, на собственной или арендованной территории налогоплательщик осуществляет деятельность, в его обязанности входит поддержание этой территории в надлежащем состоянии, следовательно, налогоплательщик имеет право на применение налоговых вычетов по НДС, уплаченному при приобретении оборудования, используемого для благоустройства его внутренней и внешней территории.
Данную позицию поддерживают и арбитражные суды (см., например, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.06.2005, 21.06.2005 N А40-21323/05-75-179, Постановление ФАС Московского округа от 11.01.2008 N КА-А40/13672-07).
Следовательно, вынесенное налоговым органом решение является неправомерным.
Ю. М.Лермонтов
Минфин России
16.07.2009