Организация в 2014 г. получила копию распоряжения о внеплановой выездной проверке, подписанного начальником районного отделения УФМС России. Правомерна ли такая проверка?

Ответ: Начальник районного отделения УФМС России не наделен полномочиями на издание распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки. Проведение проверки без законного распоряжения (приказа) уполномоченного должностного лица является грубым нарушением процедуры проведения проверки, и ее результаты могут быть отменены по заявлению организации вышестоящим органом или судом.

Обоснование: Проверка проводится на основании распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа Федеральной миграционной службы (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), п. 2 ст. 32 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

Положение о Федеральной миграционной службе предусматривает, что ФМС России осуществляет свои функции непосредственно либо через свои территориальные органы на окружном, межрегиональном уровнях и в субъектах РФ (п. 5 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 (далее - Положение)). Никаких иных территориальных органов ФМС России Положением не предусмотрено. Отсюда следует, что распоряжение на проведение проверки должно быть подписано как минимум руководителем УФМС России по субъекту РФ или его заместителем. Начальники подразделений УФМС России по субъектам, например начальники районных, городских отделов, не наделены полномочиями на издание распоряжения (приказа) о проведении проверки.

Это подтверждается и Административным регламентом ФМС России о проведении проверок, который устанавливает, что руководители структурных подразделений территориальных органов ФМС России не могут издавать распоряжения о проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 28 Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, утвержденного Приказом МВД России N 338, ФМС России N 97 от 30.04.2009).

Проведение проверки без законного распоряжения или приказа о ее проведении относится к грубым нарушениям требований Закона N 294-ФЗ (п. 4 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). В связи с этим результаты такой проверки не могут являться доказательствами нарушения миграционного законодательства и должны быть отменены вышестоящим органом или судом по заявлению организации (ч. 1 ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Есть Постановление ФАС Северо-Западного округа, в котором суд в такой ситуации признал вынесенное по результатам проверки решение незаконным (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.09.2013 N А26-10563/2012).

О. В.Кулагина

Издательство "Главная книга"

11.06.2014