Защита прав потребителей юридических услуг

(Васильева О. В.)

("Юрист", 2013, N 10)

Текст документа

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

О. В. ВАСИЛЬЕВА

Васильева Оксана Викторовна, доцент кафедры предпринимательского и трудового права Государственного университета управления, кандидат юридических наук.

В данной статье анализируется следующая проблема: распространяется ли действие Закона РФ "О защите прав потребителей" на услуги, которые оказывают гражданам юридические фирмы? Этот вопрос является важным, поскольку указанный Закон предоставляет потребителю ряд льгот и регламентирует качество предоставляемых услуг. Однозначного ответа на данный вопрос в законодательстве нет.

Ключевые слова: защита прав потребителей, адвокат, коллегия адвокатов, юридические услуги, юридическое лицо, юридическая фирма, моральный вред, осуществление правосудия, потребитель, исполнитель, договор на оказание юридических услуг, возмездное оказание услуг.

Legal services consumer rights protection

O. V. Vasilieva

In the given article, the following problem is analyzed: does the Law of the Russian Federation "On Consumer Rights Protection" apply to public services rendered by the law firms? This issue is very important, because the above Law grants certain benefits to consumers and provides regulations regarding the quality of services rendered. The legislation does not provide an ambiguous answer to this question.

Key words: consumers' rights protection, attorney, college of advocates, legal services, legal entity, law firm, moral damage, delivery of justice, consumer, performer, legal services agreement, paid services.

В настоящее время юридические услуги гражданам: консультирование, представительство в суде, а также на стадии исполнительного производства, помощь при оформлении наследства, при заключении других сделок - оказывают целый ряд субъектов. Это адвокаты, адвокатские образования, коммерческие и некоммерческие организации, юридические фирмы, а также частнопрактикующие юристы и даже лица, не имеющие юридического образования, поскольку для осуществления представительства в суде по гражданским делам требуется только надлежащим образом оформленная (нотариальная) доверенность и паспорт представителя. Каких-либо требований в отношении образования или соответствующего опыта работы для допуска к участию в деле в качестве представителя истца или ответчика в законодательстве нет. При этом качество оказываемых услуг зачастую бывает ненадлежащим. В литературе уже неоднократно высказывались мнения об ограничении оказания услуг только адвокатами - членами коллегии адвокатов.

Сегодня юридические услуги не подлежат лицензированию, и никаких требований к организациям, оказывающим юридические услуги гражданам, законодательство не содержит. Каким же образом потребителю может быть гарантирован определенный качественный уровень оказываемых юридических услуг? Сам потребитель, не имея юридического образования, не может составить компетентное мнение об уровне знаний и опыте лица, которое будет защищать его интересы в суде. При этом цена вопроса может быть достаточно высокой: граждане судятся по поводу квартир, другого имущества, опеки над детьми и т. д. Повторное рассмотрение в суде одного и того же дела не допускается. В результате некомпетентности представителя гражданам может быть нанесен существенный имущественный ущерб.

Определенные требования по качеству предоставляемых услуг предусмотрены Законом РФ "О защите прав потребителей". Так, в соответствии со ст. 4 указанного Закона исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям. Если исполнитель при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях оказания услуги, исполнитель обязан оказать услугу в соответствии с этими целями [1].

Помимо требований по качеству услуг Закон предусматривает также ряд льгот для потребителей. В соответствии со ст. 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Кроме того, потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Потребитель услуги имеет право на возмещение морального вреда. Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Законом определяется также ответственность исполнителя.

Какие же услуги подпадают под действие Закона "О защите прав потребителей"? Регулируются ли данным Законом юридические услуги, которые юридические фирмы оказывают гражданам?

На эти вопросы однозначного ответа нет. Исчерпывающего перечня услуг, на которые распространяется Закон "О защите прав потребителей", не содержит ни сам Закон, ни другие нормативные правовые акты.

Общие критерии отнесения услуг к услугам, подпадающим под действие Закона, определяются следующим образом. Вышеуказанный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации об услугах и об исполнителях, а также определяет механизм реализации этих прав. При этом потребитель услуг - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий и использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а исполнителем считается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги потребителям по возмездному договору [1].

Имеются также некоторые разъяснения по отдельным видам правоотношений Верховного Суда в Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2008 года [2].

Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства указывало в свое время, что не регулируются законодательством о защите прав потребителей гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и так далее), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг [3].

Роспотребнадзор в 2005 г., так же как ранее МАП, подтвердил, что не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия, в частности:

- отношения, возникающие при осуществлении судом правосудия;

- отношения, возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий. Указанная деятельность не является услугой в гражданско-правовом смысле. Исключение составляет деятельность нотариальных контор по предоставлению гражданам платных услуг, не связанных с осуществлением функций государственно-властного характера (консультации, печатные работы и др.);

- отношения, основанные на оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц по вопросам несоблюдения тех или иных законных прав и свобод граждан [4].

Отмечается также, что отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из возмездных гражданско-правовых договоров на оказание услуг, в частности почтовых, телефонных, телеграфных, медицинских и образовательных услуг, ветеринарных, гостиничных, туристических и иных, а также других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В отношении юридических услуг, оказываемых юридическими фирмами гражданам, никаких разъяснений нет. Однако в отношении адвокатов вопрос представляется решенным по следующим основаниям.

Полномочия, порядок организации и деятельности адвокатуры определяются Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" [5]. В соответствии с п. 2 ст. 1 указанного Закона адвокатская деятельность не является предпринимательской. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

Кроме того, исполнителем услуг (работ) в понимании Закона "О защите прав потребителей" является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги по возмездным договорам. В ряде случае адвокатами оказывается бесплатная юридическая помощь (Закон г. Москвы от 4 октября 2006 г. N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве") [6].

В отношении адвокатов свою позицию по данному вопросу в 2012 г. высказал Верховный Суд РФ. В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" установлено, что к отношениям по совершению нотариусом нотариальных действий, а также к отношениям по оказанию профессиональной юридической помощи адвокатами законодательство о защите прав потребителей не применяется [7].

Вопрос о применении Закона "О защите прав потребителей" в отношениях граждан с юридическими фирмами остается открытым.

Так, Велтистов Г. Г. обратился в суд с требованиями к ООО "Центр судебной защиты", ЗАО "Объединенные юристы" о взыскании суммы, возмещении морального вреда в порядке Закона РФ "О защите прав потребителей", ссылаясь на ненадлежащее исполнение договора поручения. Указанное исковое заявление было направлено в суд по месту нахождения истца. Согласно ч. 2 ст. 17 указанного Закона иск о защите прав потребителей может быть предъявлен по выбору истца в суд по месту его жительства.

Бабушкинский районный суд города Москвы 29 июля 2011 г. вынес определение о возврате указанного искового заявления. Возвращая исковое заявление Велтистову Г. Г., суд исходил из того, что заявленные требования не подпадают под действие Закона РФ "О защите прав потребителей", поскольку связаны с осуществлением судом правосудия; правило о возможности предъявления иска по месту жительства истца не применяется, и истец в силу ст. 28, 31 ГПК РФ обязан обратиться в суд с данным иском по месту нахождения одного из ответчиков. Однако указанный вывод о том, что заявленные требования связаны с осуществлением судом правосудия, судом первой инстанции не мотивирован и представляется неверным.

В связи с этим Велтистовым Г. Г. была подана частная жалоба на определение Бабушкинского районного суда г. Москвы. Как определил Московский городской суд, заключенный сторонами договор поручения предусматривал выполнение ООО "Центр судебной защиты" комплекса юридических действий по защите интересов Велтистова Г. Г. за плату, поэтому Закон РФ "О защите прав потребителей" в части установленного им общего правила об альтернативной подсудности подлежал применению к правоотношениям сторон, что исключало возможность возврата искового заявления Велтистова Г. Г. по основанию п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ.

Вопрос о том, позволяют ли условия данного договора применить к нему правовые последствия нарушения обязательств, предусмотренные главой III Закона РФ "О защите прав потребителей", по мнению суда, связан с установлением и исследованием фактических обстоятельств, проверкой доводов и возражений сторон и подлежит разрешению судом в ходе разбирательства дела по существу [8].

Специального закона, регулирующего оказание юридической помощи, в настоящее время нет.

Статьей 25 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предусмотрено заключение между адвокатом и доверителем соглашения об оказании юридической помощи.

Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, который заключается в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу. В п. 4 ст. 25 предусматривается перечень существенных условий указанного соглашения, при этом Закон не определяет правовую природу соглашения об оказании юридической помощи. Оно, как правило, заключается в форме договора возмездного оказания юридических услуг или в форме договора поручения. На деятельность юридических фирм Закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не распространяется.

По договору возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ) исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. По договору поручения (глава 49 ГК РФ) одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя [9]. Ни глава 39 ГК РФ, ни глава 49 ГК РФ ссылок на Закон "О защите прав потребителей" не содержит.

Итак, в заключение следует отметить, что договор на оказание юридических услуг недостаточно урегулирован законодательством в случае оказания таких услуг субъектами, не относящимися к адвокатам и адвокатским образованиям. В целях защиты прав граждан при оказании им услуг правового характера юридическими фирмами и другими субъектами, не являющимися адвокатами, в законодательстве положительно следует уточнить вопрос о распространении действия Закона "О защите прав потребителей" на такие отношения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 766.

2. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28 мая 2008 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 8 (извлечение).

3. Приказ МАП РФ от 20 мая 1998 г. N 160 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ "О защите прав потребителей" // Российская газета. N 5 - 6. 1999. 14 января.

4. Письмо Роспотребнадзора от 11 марта 2005 г. N 0100/1745-05-32 "О направлении информационного материала по защите прав потребителей" // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".

5. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // Российская газета. N 100. 2002. 5 июня.

6. Закон г. Москвы от 4 октября 2006 г. N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве" // Тверская, 13. 2006. N 128. 24 октября.

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" // Российская газета. N 156. 2012. 11 июля.

8. Информация официального сайта Московского городского суда.

9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

Название документа