Организация перечислила в бюджет взысканный судебным приставом исполнительский сбор. Учитываются ли расходы на уплату данного сбора при исчислении налога на прибыль?

Ответ: В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, предусмотренного для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации равен 5000 руб.

Минфин России в Письме от 08.04.2009 N 03-03-06/1/227 обратил внимание на то, что сумма исполнительского сбора относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. В соответствии с п. 2 ст. 270 Налогового кодекса РФ к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы в виде пеней, штрафных санкций, перечисляемых в бюджет, а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством предоставлено право наложения указанных санкций. Следовательно, затраты в виде исполнительского сбора для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются. Такова позиция финансового ведомства.

Заметим, что арбитражные суды согласны с представленной точкой зрения. В частности, в Постановлениях ФАС Уральского округа от 18.11.2008 N Ф09-8443/08-С3 и ФАС Поволжского округа от 24.05.2007 N А49-4493/2006-260А/17АК сказано, что сумма исполнительского сбора не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организации и не подлежит отражению в составе расходов.

Учитывая изложенное, считаем, что расходы налогоплательщика по уплате исполнительского сбора не могут быть отнесены в состав внереализационных расходов.

Т. Ю.Кошкина

Консалтинговая группа "Аюдар"

13.07.2009