Организация (спонсор) в феврале 2009 г. заключила с ООО договор об оказании спонсорской помощи на условиях размещения наружной рекламы о спонсоре во время проведения футбольной командой ООО домашних игр в рамках проведения чемпионата России по футболу с марта по ноябрь 2009 г. Реклама размещается на стационарном рекламном носителе, закрепленном на леерном ограждении, расположенном по периметру футбольного поля. Договором предусмотрено, что исполнитель ежемесячно представляет заказчику акты оказанных услуг. Можно ли включить данные рекламные услуги в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: Стоит отметить, что такой вид договора, как спонсорский, не предусмотрен в качестве отдельного договора в части второй Гражданского кодекса РФ. Однако в соответствии со ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Тем более что данный вид деятельности нашел свое отражение в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ). Так, согласно п. п. 9 и 10 ст. 3 Закона N 38-ФЗ спонсор является лицом, предоставившим средства либо обеспечившим предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле - или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

При этом под спонсорской рекламой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Как правило, в ходе проведения соответствующего мероприятия упоминаются имя спонсора и производимые им товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) и (или) демонстрируется его логотип.

В соответствии со ст. 3 Закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Спонсорский взнос имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон. Так, если спонсор должен профинансировать определенное мероприятие, то другая сторона договора в свою очередь должна распространить информацию о спонсоре, его товарах и услугах.

Фактически распространение информации о спонсоре есть не что иное, как реклама. Поэтому спонсорский договор представляет собой услугу рекламного характера.

Таким образом, спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем (ст. 3 Закона N 38-ФЗ).

Поскольку в данном случае спонсорская помощь предоставляется с целью распространения рекламы о спонсоре, сторонами правомерно заключен договор о возмездном оказании услуг. Правоотношения по данному виду договора регулируются гл. 39 ГК РФ, которая применяется и к договору о рекламных услугах.

По спонсорскому договору спонсор обязуется профинансировать общественно полезное мероприятие (проведение домашних футбольных матчей в рамках чемпионата России) путем предоставления денежных средств в определенном размере. Спонсируемое ООО в свою очередь обязуется в ходе проведения мероприятия тем или иным способом распространить информацию о заказчике услуг как о спонсоре среди максимально возможной аудитории. При этом способ распространения информации определен условиями договора - это размещение на стационарном рекламном носителе, закрепленном на леерном ограждении, расположенном по периметру футбольного поля, во время проведения футбольной командой ООО домашних игр в рамках проведения чемпионата России по футболу с марта по ноябрь 2009 г.

Соответственно, стоимость данной сделки будет определяться исходя из предоставленной ООО организацией-спонсором денежной суммы.

Для документального оформления операции (ст. 252 Налогового кодекса РФ) не только необходимы спонсорский договор, платежное поручение о перечислении денег и банковская выписка спонсора (при внесении вклада в виде денежных средств), акт произвольной формы, составленный с учетом требования к наличию обязательных реквизитов, поименованных в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", но и целесообразно, на наш взгляд, получить дополнительное материальное подтверждение факта распространения информации о спонсоре.

Таким подтверждением может быть, например, фото - или видеосъемка, свидетельствующая о том, что размещение информации на стационарном рекламном носителе, закрепленном на леерном ограждении, расположенном по периметру футбольного поля, во время проведения футбольной командой ООО домашних игр в рамках проведения чемпионата России по футболу с марта по ноябрь 2009 г. действительно имело место.

О налоге на прибыль.

По общему правилу, установленному п. 16 ст. 270 НК РФ, не участвуют в расчете налоговой базы по налогу на прибыль затраты в виде стоимости безвозмездно переданного имущества, работ, услуг и имущественных прав и расходов, связанных с такой передачей.

Вместе с тем спонсоры, передающие средства в оплату рекламных услуг, вправе в целях налогообложения прибыли учесть такие затраты в составе расходов на рекламу. Так, согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ при расчете налога на прибыль учитываются расходы на рекламу производимых и реализуемых товаров, работ и услуг, деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом п. 4 ст. 264 НК РФ.

Исходя из п. 4 ст. 264 НК РФ расходы по рекламе делятся на две категории: ненормируемые и нормируемые. Соответственно, первые признаются налоговыми в полном объеме, вторые - в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Для целей исчисления налогооблагаемого дохода в силу требований п. 4 ст. 264 НК РФ без ограничений принимаются следующие затраты:

- на рекламные мероприятия через средства массовой информации и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках и т. д.

Прочие расходы на иные виды рекламы, прямо не поименованные в вышеуказанном перечне, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Поскольку реклама осуществлена в виде размещения на леерном ограждении, расположенном по периметру футбольного поля, т. е. находится внутри стадиона, на котором проходят соревнования, она не является наружной рекламой. Определение наружной рекламы дано в п. 1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ.

Таким образом, расходы организации-спонсора на рекламную информацию об организации, размещенную внутри стадиона, подпадают под понятие нормируемых затрат на рекламу в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ.

Что касается расходов на рекламу, превышающих вышеуказанную предельную величину (1 процент), то они на основании п. 44 ст. 270 НК РФ не учитываются в целях налогообложения прибыли отчетного периода.

В. В.Данилов

ООО Аудиторско-консалтинговая

группа "Новгородаудит"

11.07.2009