Организация является исполнителем государственного (муниципального) контракта на выполнение работ (оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд. Учитываются ли в целях налогообложения прибыли расходы в виде страховых взносов по договору страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, если данные расходы являются обязательным условием заключения контракта?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 10 июля 2009 г. N 16-15/070901

В ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) установлено следующее.

Закон N 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (государственный или муниципальный контракт либо контракт), а в случае, предусмотренном в п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме. Об этом сказано в ст. 5 Закона N 94-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

При этом в п. 4 ст. 29 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, то государственный или муниципальный контракт заключается только после представления участником конкурса, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по контракту или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в конкурсной документации. Способ обеспечения исполнения контракта определяется таким участником конкурса самостоятельно.

На основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами, учитываемыми в целях налогообложения прибыли, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом виды страхования, страховые взносы по которым учитываются при формировании налогооблагаемой прибыли, определены в ст. 263 НК РФ и включают все виды обязательного и добровольного видов страхования.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

Следовательно, при отсутствии федеральных законов, предписывающих в обязательном порядке страховать ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по государственным контрактам, данные виды страхования обязательными не являются. Следовательно, расходы в виде страховых взносов по таким договорам не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль страхователя.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом N 94-ФЗ. Порядок и условия обязательного страхования ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному и муниципальному контракту в Законе N 94-ФЗ не установлены.

Таким образом, расходы организации - исполнителя государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд в виде страховых взносов по договору страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, не учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку данный вид страхования не является ни обязательным, ни добровольным.

Основание: Письмо Минфина России от 17.03.2008 N 03-03-06/1/181.

Заместитель

руководителя Управления

советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

А. Н.ЧУГУНОВА

10.07.2009