Размышления (застрахованного лица) у парадного подъезда (Конституционного Суда)
(Викторов В. В.) ("Право в Вооруженных Силах", N 5, 2003) Текст документаРАЗМЫШЛЕНИЯ (ЗАСТРАХОВАННОГО ЛИЦА) У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА (КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА)
(по материалам Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П)
В. В. ВИКТОРОВ
В. В. Викторов, юрист.
Незадолго до окончания прошлого года, 26 декабря 2002 г., Постановлением N 17-П Конституционный Суд Российской Федерации (далее - Суд) признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст. ст. 19 (ч. ч. 1 и 2), 45 (ч. 1) и 55 (ч. 3), положения абз. 2 п. 4 ст. 11 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ). Целью данной статьи не является анализ причин, по которым Суд вынес соответствующее Постановление. Оно является окончательным и обжалованию не подлежит. В подобной ситуации возникает необходимость осознания новых условий, в которых оказываются военнослужащие и члены их семей при реализации своих прав не только на страховую защиту, но и на полное возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащего на военной службе. Суд определил конституционно-правовой смысл обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц (далее - ОГСЛ). Суд установил, что данный вид страхования "...наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов (ст. 1084 ГК Российской Федерации, ст. 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и др.), входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения материального и (или) социального статуса застрахованного лица вследствие наступления страхового случая, включая причиненный материальный и моральный вред". Указанный вывод Суда раскрывает все основные принципы не только ОГСЛ, но и в целом конституционной обязанности государства по удовлетворению военнослужащих материальным обеспечением и компенсацией в случае причинения вреда их жизни или здоровью при прохождении военной службы, которые и будут рассмотрены более подробно. Выделим три основных принципа: 1. Компенсация вреда производится в полном объеме. Государство, учитывая особый статус военнослужащих, гарантирует им и членам их семей полную материальную компенсацию полученного повреждения здоровья, которая реализуется производством выплат разных видов: - ОГСЛ; - выплаты в целях возмещения вреда (ст. 1084 ГК РФ); - единовременные пособия, определенные п. п. 2 и 3 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; - возмещение вреда на основании п. п. 5 и 6 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; - единовременные пособия, определенные п. п. 3 и 4 ст. 20 Федерального закона "О борьбе с терроризмом"; - социальные пособия и компенсации, определенные Постановлением Правительства Российской Федерации "О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей" от 25 августа 1999 г. N 936 и Приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 44; - единовременные пособия, установленные п. 3 ст. 9 Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы". Все указанные выплаты входят в общий, гарантированный государством объем возмещения вреда, но реализуются в рамках совершенно разных правоотношений (страховые правоотношения, правоотношения по возмещению вреда, правоотношения по выплате единовременных пособий, правоотношения по выплате социальных пособий). 2. Страховая сумма компенсирует последствия изменения материального и (или) социального статуса застрахованного лица вследствие наступления страхового случая. Формулируя этот принцип, Суд конкретно указывает на то, что страховым событием по ОГСЛ является только такое повреждение здоровья военнослужащего, вследствие которого: - изменился материальный статус военнослужащего; - изменился его социальный статус; - одновременно изменился его материальный и социальный статус. Материальный статус военнослужащего характеризуется его материальным благополучием, уровнем денежного, вещевого, продовольственного обеспечения и торгово-бытового обслуживания военнослужащего. Социальный статус - положение военнослужащего в общественной иерархии, совокупность прав и свобод, гарантированных государством для военнослужащих, а также объем его обязанностей и ответственности. Рассмотрим страховые события по ОГСЛ, установленные Федеральным законом N 52-ФЗ, в свете указанной позиции Суда. Используя определенные Судом критерии (наличие или отсутствие изменения материального и (или) социального статуса), можно установить 2 группы страховых случаев: 1) характеризующиеся изменением материального и (или) социального статуса военнослужащего вследствие страхового случая; 2) характеризующиеся отсутствием изменений материального и (или) социального статуса военнослужащего вследствие страхового случая. К первой группе страховых событий можно отнести: гибель (смерть) военнослужащего, установление застрахованному инвалидности (как правило, повреждение здоровья, в результате которого военнослужащему установлена группа инвалидности, приводит к его увольнению с военной службы по состоянию здоровья), досрочное увольнение с военной службы военнослужащего, проходящего службу по призыву, признанного ограниченно годным к военной службе вследствие повреждения здоровья, полученного в период прохождения военной службы. В результате наступления указанных страховых случаев члены семьи военнослужащего теряют своего кормильца либо сам застрахованный теряет статус военнослужащего и связанный с этим объем материального обеспечения. Ко второй группе страховых событий следует отнести случаи получения военнослужащим тяжелых и легких травм, связанных с временной потерей трудоспособности. Военнослужащим, в отличие от других граждан, вне зависимости от сроков временной потери трудоспособности и нахождения на стационарном или амбулаторном лечении денежное довольствие и другие денежные выплаты выплачиваются в полном объеме, без каких-либо вычетов. Вследствие наступления страховых случаев 2-й группы ни материальный, ни социальный статус военнослужащего не меняется. В связи с вышесказанным может возникнуть вопрос (во всяком случае у тех, кто хотел бы получить разъяснение суда): правомерно ли относить к страховым случаям по ОГСЛ такие случаи, наступление которых не изменяет материального и (или) социального статуса застрахованного лица? Автор считает, что ответ на подобный вопрос должен быть положительным. Хотя страховая сумма и призвана компенсировать последствия изменения материального и (или) социального статуса застрахованного лица, указанное предназначение страховой выплаты не является единственным и не исключает случаи производства страховых выплат по тем страховым событиям, в результате которых не меняется ни материальный, ни социальный статус застрахованного лица. Особую характеристику страховым случаям по ОГСЛ дает М. А. Ковалевский <*>. Мнение данного автора интересно потому, что он привлекался Судом в качестве эксперта по делу, в результате которого было принято вышеуказанное Постановление. Он дает следующую характеристику всем страховым случаям: "все они являются травмами (несчастными случаями) и заболеваниями". Правда, он никак не обосновывает такое заключение, считая, что так "можно заключить из их перечня". Вряд ли можно с этим согласиться. Смерть застрахованного или установление инвалидности застрахованному даже с большой натяжкой нельзя отнести ни к травме, ни к инвалидности. По всей видимости, он имел в виду не сами страховые случаи, а тот объем повреждений здоровья застрахованных, которые явились причинами страховых случаев. -------------------------------- <*> См.: Ковалевский М. А. Конституционные принципы в обязательном страховании военнослужащих и проблемы ответственности страховщика // Страховое право. 2002. N 4. С. 51.
Все страховые случаи М. А. Ковалевский условно делит на две группы: 1) производственные травмы (несчастные случаи на производстве) и профессиональные заболевания, т. е. те травмы и заболевания, которые произошли (возникли) в связи с военной и аналогичной ей службой; 2) определенные травмы (несчастные случаи) и заболевания, для которых хотя и отсутствует их связь с военной службой и аналогичной ей службой, но произошли (возникли) они в период прохождения военной и аналогичной ей службы. Обоснование подобного условного деления не дается. Трудно понять, как был выведен отличительный признак первой группы - "в связи с военной и аналогичной ей службой" и отличительный признак второй группы - "отсутствие их связи с военной службой и аналогичной ей службой". Столь произвольное выделение отличительных признаков и деление по ним всех страховых случаев на две группы явно противоречит нормам закона. Федеральный закон N 52-ФЗ иначе определяет отличительные черты страховых случаев. Если уж Закон и делит все страховые случаи на две группы, то совершенно по-другому: - случаи непосредственного получения застрахованными лицами повреждения здоровья в период прохождения военной службы, которые сами по себе являются страховыми случаями (легкое увечье, тяжелое увечье); - случаи, являющиеся следствием повреждения здоровья, полученного застрахованными лицами в период прохождения военной службы (смерть, установление инвалидности, досрочное увольнение с военной службы). Обе группы страховых случаев характеризует единый признак - их причиной является повреждение здоровья, полученное в период прохождения военной службы. При таких условиях утверждение М. А. Ковалевского о том, что повреждение здоровья произошло в связи с военной и аналогичной службой, означает одно - автор указывает на то, что именно военная и аналогичная служба явилась причиной полученных повреждений здоровья. Так ли это? При ответе на данный вопрос обратимся к тем нормативным правовым актам, которые регулируют процесс определения причинной связи повреждений здоровья военнослужащих с военной службой. Читатели уже знакомы со ст. 51 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, согласно которой причинную связь повреждения здоровья военнослужащих, граждан, уволенных из Вооруженных Сил, с военной службой определяет только военно-врачебная экспертиза. Порядок работы органов военно-врачебной экспертизы определен Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123. В ст. 41 указанного Положения определены формулировки причинной связи повреждения здоровья военнослужащего с военной службой и их значение. ВВК выносит заключение о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний в формулировке "заболевание получено в период военной службы", если: - заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо достигло в указанный период степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях, диагностированных до истечения одного года после увольнения с военной службы, службы в органах, если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах; - если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов) в воинских частях или службы в органах, не входивших в состав действующей армии, либо до его убытия в государство, где велись боевые действия, и служба в этом государстве не оказала влияния на имевшееся заболевание и категорию годности к военной службе, службе в органах; - если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей); - если увечье, заболевание получено в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах, но на момент медицинского освидетельствования документы об обстоятельствах получения увечья, заболевания отсутствуют. Ни одно из приведенных оснований вынесения заключения не содержит указания на то, что причиной полученного повреждения здоровья является именно военная служба. Нет абсолютно здоровых людей. Военнослужащий, как и любой другой гражданин, может получить любое заболевание, любое повреждение здоровья. То, что на момент получения повреждения здоровья гражданин является военнослужащим, не означает обязательной связи повреждения здоровья с военной службой. Нередки случаи получения военнослужащим повреждения здоровья и на даче, и в отпуске, и при других обстоятельствах, никак не связанных с военной службой. Поэтому совершенно необоснованно приведенное выше утверждение о том, что есть группа страховых случаев по ОГСЛ, которые выделяет то, что они связаны с военной службой. 3. Страховая сумма включает в себя компенсацию материального ущерба и морального вреда, связанного с наступлением страхового случая. Фактически Суд определил, что страховая сумма по ОГСЛ представляет собой денежную сумму, состоящую из двух частей: суммы, предназначенной для компенсации материального вреда, и суммы, предназначенной для компенсации морального вреда. Рассмотрим вопрос о части страховой суммы, предназначенной для компенсации материального вреда. Согласно ч. 1 п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме. Этот объем включает не только возмещение утраченного заработка, но и дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение (п. 1 ст. 1085 ГК РФ). Страховая же сумма, подлежащая выплате по каждому страховому случаю, строго фиксирована (5 окладов денежного содержания, 10, 25, 50, 75, 120). Поэтому в страховке, по всей видимости, заложена лишь часть суммы, входящей в общую сумму возмещения вреда. Хотя, наверное, бывают и такие случаи, когда выплаченная страховая сумма включает в себя полный объем материального вреда, причиненного повреждением здоровья. Например, при выплате достаточно крупных страховых сумм по случаям установления инвалидности застрахованным, имеющим высокие воинские звания и должности (в среднем полковник по II группе инвалидности получает страховую сумму в размере 170000 руб.). Другая ситуация - при досрочном увольнении с военной службы признанного ограниченно годным к военной службе солдата, проходящего службу по призыву, который получает 5 окладов своего денежного содержания (6800 руб.). Таким образом, выплата страхового обеспечения взаимосвязана с выплатой сумм по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащего. Однако в соответствии с п. 4 ст. 10 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховое обеспечение выплачивается независимо от сумм, причитающихся по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения вреда. Чтобы исключить возможность вступления в противоречие вышеуказанных норм, предлагается следующий вариант толкования п. 4 ст. 10 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации": независимы друг от друга не суммы страховой выплаты и возмещения вреда, а сами по себе факты выплат этих сумм. Страховая сумма, хотя и включает в себя часть суммы, возмещающей материальный вред, может быть выплачена в любое время, вне зависимости от того, выплачена или нет к этому времени компенсация в рамках правоотношений по возмещению вреда. Подобное толкование рассматриваемой правовой нормы можно было бы принять, если бы не требования п. 2 ст. 1085 ГК РФ, которые однозначно определяют, что пенсии, пособия и иные выплаты, причитающиеся пострадавшему в связи с полученным повреждением здоровья, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). Таким образом, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью пострадавшего, должно быть произведено в полном объеме только в рамках правоотношений по возмещению вреда. Это означает то, что члены семей погибшего военнослужащего, получившие страховые суммы по ОГСЛ, не лишаются права, при наличии оснований, требовать с соответствующего министерства возмещения вреда по случаю смерти кормильца в полном объеме в рамках правоотношений по возмещению вреда. Далее рассмотрим вопрос о части страховой суммы, предназначенной для компенсации морального вреда. Пострадавший претерпевает физические и нравственные страдания при получении повреждения здоровья, однако это не означает, что он всегда приобретает право на компенсацию морального вреда. Это право возникает при наличии предусмотренных законом условий или оснований ответственности за причинение морального вреда. Согласно правовым нормам, регулирующим правоотношения по возмещению морального вреда (ст. 151 ГК РФ, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" от 20 декабря 1994 г. N 10), обязательство по компенсации морального вреда возникает при наличии: - нравственных и физических страданий потерпевшего; - неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда; - причинной связи между неправомерным действием и моральным вредом; - вины причинителя вреда. Действующим законодательством установлены также и случаи, когда наличие вины не является необходимым условием ответственности за причинение морального вреда. В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: - вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности; - вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; - вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; - в иных случаях, предусмотренных законом. В соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возмещение морального вреда и убытков, причиненных военнослужащим государственными органами и органами местного самоуправления, производится в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Условия выплаты страховой суммы по ОГСЛ не предполагают установления ни одного из фактов, определяющих общие условия компенсации морального вреда. По всей видимости, Суд, определяя то, что в страховую сумму по ОГСЛ включается и причиненный моральный вред, имел в виду такую ситуацию, когда получение военнослужащим повреждения здоровья происходит действительно при наличии неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между неправомерным действием и моральным вредом и вины причинителя вреда (либо тех условий, когда компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда). Но все эти обстоятельства устанавливаются вне страховых правоотношений. Таким образом, получается, что не все страховые суммы по ОГСЛ содержат сумму, предназначенную для компенсации морального вреда, а только те, которые выплачиваются по страховым случаям, наступившим при наличии условий компенсации морального вреда. Если страховые суммы по ОГСЛ включают в себя возмещение материального и морального вреда, то остается вопрос об их соотношении в рамках указанной суммы. По всей видимости, этот вопрос будет решаться уже судом на основании обстоятельств конкретного судебного спора. Возникает непростая ситуация и с позицией Министерства обороны Российской Федерации, которое получает возможность на требования членов семьи погибшего военнослужащего о возмещении ему морального вреда в связи с получением повреждения здоровья на военной службе ответить отказом. Подобный отказ может быть связан с тем, что военнослужащий по случаю получения повреждения здоровья уже получил страховую сумму по ОГСЛ, которая включает в себя и возмещение морального вреда. К сожалению, в настоящее время еще нет судебной практики по данным вопросам, что пока не позволяет проанализировать практическое воплощение принципов, вытекающих из конституционно-правового смысла обязательного государственного страхования жизни и здоровья, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации.
Название документа