Организация ввезла на таможенную территорию Российской Федерации пять станков в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал общества. В целях таможенного оформления груза и предоставления льгот по уплате таможенных платежей она подала грузовую таможенную декларацию, учредительные документы, инвойсы, накладные. По требованию таможенного органа она внесла денежный залог в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. Ввезенные станки таможенным органом выпущены в режиме условного выпуска. Затем общество подало в таможенный орган заявление о возврате денежного залога. Письмом таможенный орган отказал в возврате, так как, по его мнению, денежные средства, перечисленные обществом в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, не подлежат возврату, пока в отношении товара сохраняются условный выпуск и ограничение по распоряжению, так как налогоплательщик может нарушить установленные ограничения. Правомерен ли отказ таможенного органа в данном случае?

Ответ: В силу пп. 1 п. 2 ст. 319 Таможенного кодекса РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации или ТК РФ в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.

В соответствии со ст. 37 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" при осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством Российской Федерации или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами Российской Федерации, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций в порядке, определяемом Верховным Советом Российской Федерации.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что такие товары не являются подакцизными; относятся к основным производственным фондам; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.

В случаях, предусмотренных ТК РФ и иными правовыми актами Российской Федерации, в отношении товаров таможенные органы вправе требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ, в том числе в виде обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с гл. 31 ТК РФ (ст. 17 ТК РФ).

Обеспечение обязанности по уплате таможенных платежей, которая при определенных обстоятельствах может возникнуть в будущем, таможенным законодательством не предусмотрено.

В пп. 2 п. 1 ст. 337 ТК РФ определено, что исполнение обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случае условного выпуска товаров.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 151 ТК РФ товары подлежат условному выпуску в случае, если льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации сопряжены с ограничением по пользованию и распоряжению товарами.

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены (п. 2 ст. 337 ТК РФ).

Уплата таможенных платежей обеспечивается следующими способами:

1) залогом товаров и иного имущества;

2) банковской гарантией;

3) внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в Федеральном казначействе (денежный залог);

4) поручительством (п. 1 ст. 340 ТК РФ).

Внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (денежного залога) производится в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации. При неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов перечисляются в федеральный бюджет из сумм денежного залога. При исполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, уплаченные денежные средства подлежат возврату в соответствии со ст. 357 ТК РФ или по желанию плательщика - использованию для уплаты таможенных платежей, зачету в счет будущих таможенных платежей либо для обеспечения уплаты таможенных платежей по другому обязательству перед таможенными органами (ст. 345 ТК РФ).

Возврат денежного залога осуществляется при условии исполнения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о его возврате подано в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства. По истечении указанного срока невостребованные суммы денежного залога перечисляются в федеральный бюджет и возврату не подлежат. Возврат денежного залога не производится при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей, пеней или процентов в размере такой задолженности. Таможенный орган вправе обратить взыскание на денежный залог в соответствии со ст. 353 ТК РФ (ст. 357 ТК РФ).

Из изложенных норм права следует, что законодатель не предусматривает такого основания для отказа в возврате залога, как условный выпуск товара.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 23.04.2009 N А17-3996/2008 также указал на то, что если нет доказательств, свидетельствующих о том, что общество в будущем не выполнит требования таможенного законодательства, то таможенные органы не могут отказывать в возврате денежного залога.

Таким образом, отказ таможенного органа в данном случае следует признать неправомерным.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

07.07.2009