Правомерно ли привлечение организации к ответственности за непредставление истребованных в ходе выездной налоговой проверки документов, относящихся к охваченному проверкой периоду, по организациям, присоединенным к ней после окончания проверяемого периода, если они не указаны в решении о проведении проверки?
Ответ: Организация-правопреемник обязана представить в налоговый орган документы присоединенных к ней после окончания проверяемого периода юридических лиц, относящиеся к охваченному проверкой периоду и необходимые для исчисления и уплаты налогов, даже если присоединенные организации не поименованы в решении о проведении проверки. В противном случае налоговый орган вправе привлечь организацию к ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ. Есть решение суда, подтверждающее обоснованность данного вывода.
Обоснование: Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть проведена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ). При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ).
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (п. 2 ст. 58 ГК РФ).
При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо (п. 5 ст. 50 НК РФ).
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы (п. 1 ст. 93 НК РФ).
На момент вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки организация являлась правопреемником присоединенных к ней юридических лиц. Поэтому налоговый орган правомерно истребовал в ходе проведения выездной налоговой проверки правопреемника документы присоединенных к нему организаций, относящихся к охваченному проверкой периоду.
Как следует из разъяснений специалистов ФНС России, если присоединение произошло до начала выездной налоговой проверки, решение о ее назначении выносится в отношении проверяемого предприятия с отдельным указанием наименований присоединившихся организаций (п. 7 Письма ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690).
В то же время, как следует из арбитражной практики, суть изложенных разъяснений касается случая проведения проверки общества только в части присоединенных к нему обществ, а не случая, когда проводится проверка всего общества целиком (Постановление ФАС Московского округа от 05.02.2014 N Ф05-17451/2013). В указанном Постановлении суд признал штраф по ст. 126 НК РФ правомерным и указал, что налоговый орган при назначении выездной налоговой проверки организации-правопреемника не обязан указывать отдельно на то, что проверка будет проводиться не только самого общества, но и присоединенных к нему ранее обществ, которые уже прекратили свою деятельность. Отсутствие такого указания не снимает обязанности представить документы и не освобождает организацию от ответственности.
Ю. А.Иноземцева
Издательство "Главная книга"
11.06.2014