По результатам проведения вышестоящим налоговым органом в 2009 г. повторной выездной налоговой проверки организации были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, не обнаруженные при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, которая была завершена в 2007 г. В связи с этим налогоплательщику было предложено уплатить сумму налогов, пени и штрафов. Правомерно ли начисление налоговым органом штрафных санкций по результатам повторной выездной налоговой проверки, учитывая вывод Конституционного Суда РФ, сделанный в Постановлении от 17.03.2009 N 5-П?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 июля 2009 г. N 03-02-07/1-342

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о применении абз. 7 п. 10 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.

Абзацем 7 п. 10 ст. 89 Кодекса предусмотрено, что, если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Указанное положение Кодекса, в силу п. 12 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, применяется к правоотношениям, возникающим в связи с проведением повторной налоговой проверки, в случае, если решение о проведении первоначальной выездной налоговой проверки было принято после 1 января 2007 г.

Учитывая, что из письма неясно, когда налоговым органом было принято решение о проведении первоначальной выездной налоговой проверки организации, не представляется возможным сделать вывод о правомерности начисления налоговым органом штрафных санкций по результатам повторной выездной налоговой проверки.

Вывод, сделанный Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17.03.2009 N 5-П, относится к случаю, когда вышестоящий налоговый орган принимает решение, влекущее изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и нижестоящего налогового органа.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

06.07.2009