В случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении рассрочки по уплате федеральных налогов на основаниях, определенных пп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ, какие документы подтверждают факт причинения ему ущерба, а также какой орган является уполномоченным на выдачу указанных документов?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 июля 2009 г. N 03-02-07/1-336

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о предоставлении рассрочки по уплате федеральных налогов и сообщает следующее.

Главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрен порядок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора. Пунктом 2 ст. 64 Кодекса определен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых заинтересованным лицам может предоставляться отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора.

Одним из оснований предоставления отсрочки по уплате налогов и сборов является причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

В соответствии с п. 5 ст. 64 Кодекса заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в п. 2 ст. 64 Кодекса.

Перечень документов, необходимых для рассмотрения налоговыми органами вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки, определен Порядком организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утвержденным Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ (далее - Порядок).

Согласно п. 2.1 Порядка в случае обращения налогоплательщика с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по основаниям, определенным в пп. 1 п. 2 ст. 64 Кодекса, представляется документ, подтверждающий факт наступления соответствующих оснований; справка о сумме нанесенного ущерба, заверенная уполномоченным на это органом.

Порядок не раскрывает понятие "уполномоченный орган".

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера" для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций создается уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Указанный федеральный орган вправе создавать подведомственные ему территориальные органы.

Согласно п. 2 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, МЧС осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Основными задачами МЧС России являются: осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России (п. 7 Положения).

Учитывая изложенное, полагаем, что заключения МЧС России, выданные в соответствии с его компетенцией, являются документами, подтверждающими причинение ущерба чрезвычайными ситуациями.

Данная позиция подтверждена в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 23.04.2009 N А17-4214/2008.

Одновременно сообщаем, что для урегулирования вышеуказанного вопроса и других вопросов, возникающих в правоприменительной практике, в Минфине России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти продолжается работа по подготовке проекта федерального закона о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

02.07.2009