Гражданин имеет земельный участок на праве собственности с 2000 г. В 2009 г. орган местного самоуправления предоставил муниципальному учреждению в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, имеющий общую границу с участком указанного гражданина. Обязан ли орган местного самоуправления согласовывать границы с собственником смежного земельного участка?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 данной статьи, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.

Согласование местоположения границ проводится, в частности, с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности. Исключение составляют случаи, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование. Об этом говорится в п. 1 ч. 3 данной статьи.

Частями 1 и 2 ст. 40 Закона о кадастре определено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного ч. 3 данной статьи случая.

Таким образом, местоположение границ вновь образуемого земельного участка подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений в связи с уточнением местоположения границ одного из указанных участков. Это подтверждается нормами ч. 1 ст. 39 Закона о кадастре.

Если местоположение смежной границы земельного участка не изменилось в результате проведения кадастровых работ, связанных с образованием нового земельного участка, то согласование по смежной границе не проводится. Неизменность границы смежного земельного участка подтверждается сведениями о координатах характерных точек его границ, содержащихся в кадастровой выписке о земельном участке, предоставляемой в соответствии со ст. 14 Закона о кадастре органом кадастрового учета по запросам любых лиц, а также сведениями о координатах вновь образованного земельного участка.

Контроль за отсутствием пересечений границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, с границами другого земельного участка, ранее поставленного на кадастровый учет, осуществляется органом кадастрового учета. В случае обнаружения указанного пересечения кадастровый учет вновь образуемого земельного участка приостанавливается до устранения допущенного нарушения на основании п. 2 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре.

Е. Н.Юрова

Референт государственной

гражданской службы РФ

2 класса

01.07.2009