Налогоплательщик в целях продвижения бренда своей продукции (ювелирные изделия) организовывал концерты и вечеринки, на которых раздавались материалы рекламного характера о продукции налогоплательщика, а также демонстрировались образцы производимой им продукции. Пригласительные билеты на данные мероприятия рассылались налогоплательщиком заранее выбранным лицам, которые могли бы стать потенциальными покупателями. Правомерно ли отнесение расходов по организации вечеринок и концертов в состав расходов на рекламу в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: Пунктом 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ установлено, что в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Пунктом 2 ст. 252 НК РФ установлено, что расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Виды расходов, связанных с производством и реализацией, приведены в п. 1 ст. 253 НК РФ. К таким расходам отнесены в пп. 6 этого пункта расходы, обозначенные как "прочие расходы, связанные с производством и реализацией".

В ст. 264 НК РФ определен перечень расходов, отнесенных к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав таких расходов включены расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика.

Эти расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль с учетом правила, установленного в п. 4 ст. 264 НК РФ.

В п. 4 ст. 264 НК РФ установлено, что к расходам организации на рекламу в целях налогообложения относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) рекламой признается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридической лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний. Объектом рекламирования признается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из этого следует, что рекламой является, по сути, деятельность по распространению некоей информации; эта информация должна не иметь заранее конкретно определенного адресата; ее цель - привлечение внимания к объекту рекламирования, поэтому основным признаком рекламы является то, что эта деятельность касается объекта рекламирования. Таким образом, концерт или вечеринка сами по себе не могут быть признаны рекламой. Более того, концерт или вечеринка - это и не способ распространения рекламной информации. Концерт и вечеринка представляют собой самостоятельные развлекательные мероприятия, непосредственной целью которых является не распространение рекламы, а предоставление услуг по ознакомлению с творчеством исполнителей.

Закон N 38-ФЗ не содержит определения понятия "неопределенный круг лиц". При этом из Письма ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 следует, что под неопределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Следовательно, затраты на проведение указанных в вопросе мероприятий не относятся к числу рекламных, поскольку эти мероприятия не отвечают признаку рекламы.

Арбитражные суды также поддерживают данный вывод.

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 11.03.2009 N КА-А40/1269-09 отметил, что с точки зрения маркетинговых стратегий реклама всегда адресна, т. е. предназначена для некоторого круга потребителей, определенного по признаку возраста, пола, социального и материального положения и т. п., но с точки зрения распространения рекламы она не должна иметь конкретного адресата и быть легко доступной любому потребителю. Если имела место как адресность рекламы с точки зрения маркетинга (рекламируемая услуга была рассчитана на определенный круг потребителей высокого материального и социального статуса), так и ее адресность с точки зрения распространения, то расходы на ее проведение не могут являться расходами на рекламу в целях исчисления налога на прибыль.

Таким образом, приходим к выводу о неправомерности отнесения расходов по организации вечеринок и концертов в состав расходов на рекламу в целях исчисления налога на прибыль.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

01.07.2009