Правомерно ли относить на расходы в целях исчисления налога на прибыль затраты организации на фрахт воздушного судна для осуществления перевозки работников к месту командировки и обратно чартерным авиарейсом, если они подтверждены документально?

Ответ: В соответствии со ст. 104 Воздушного кодекса РФ по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется ВК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме) и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов включаются расходы на командировки, перечень которых является открытым.

Направление работников в командировки подробно регулируется Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение). Согласно п. 11 Положения работникам возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации. Размеры расходов, связанных с командировкой, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

В п. 15 Положения сказано, что направление работника в командировку за пределы территории Российской Федерации производится по распоряжению работодателя без оформления командировочного удостоверения, кроме случаев командирования в государства - участники Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы.

Расходы по проезду при направлении работника в командировку на территории иностранных государств возмещаются ему в порядке, предусмотренном п. 12 Положения при направлении в командировку в пределах территории Российской Федерации (п. 22 Положения).

Согласно п. 12 Положения расходы по проезду к месту командировки и обратно к месту постоянной работы и по проезду из одного населенного пункта в другой, если работник командирован в несколько организаций, расположенных в разных населенных пунктах, включают расходы по проезду транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы, а также страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей.

Минфин России в Письме от 07.06.2007 N 03-03-06/1/365 указывает, что расходы организации на фрахт воздушного судна, на котором осуществляется проезд работников к месту командировки производственного характера и обратно, расходы по оплате услуг зала повышенной комфортности (зала официальных делегаций), оборудованного дополнительными средствами связи, могут учитываться для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии, что данные расходы документально подтверждены надлежащим образом и налогоплательщик может обосновать их экономическую целесообразность.

Данная позиция высказана Минфином России до вступления в силу Положения, однако изложенные выводы не противоречат Положению и остаются актуальными и применимыми.

Согласно позиции арбитражных судов НК РФ не установлена возможность отнесения в состав расходов по налогу на прибыль затрат по авиаперевозкам, осуществляемым только транспортом общего пользования (см. Постановления ФАС Московского округа от 26.01.2009 N КА-А40/13294-08 и ФАС Уральского округа от 17.02.2009 N Ф09-462/09-С3).

Таким образом, приходим к выводу о правомерности отнесения на расходы в целях исчисления налога на прибыль затрат на фрахт воздушного судна для перевозки работников к месту командировки и обратно чартерным авиарейсом, если они подтверждены документально.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

01.07.2009