Налоговый орган по результатам выездной проверки соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах выявил неполную уплату платежей за пользование недрами, в связи с чем своим решением привлек налогоплательщика к ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ, а также доначислил платежи за пользование недрами и пени за их несвоевременную уплату по ст. 75 НК РФ. Правомерно ли вынесенное решение налогового органа?

Ответ: Отношения по уплате платежей за пользование недрами регулируются Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1).

Администратором регулярных платежей за пользование недрами согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" является Федеральная налоговая служба.

В соответствии с п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета, в частности, осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также осуществляет взыскание задолженности по ним.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 2395-1 недра предоставляются в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Статьей 11 Закона N 2395-1 установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии с п. 6 ст. 12 Закона N 2395-1 неотъемлемой частью лицензионного соглашения на пользование недрами являются условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами.

Согласно ст. 43 Закона N 2395-1 за предоставление пользователям недр исключительных прав на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, взимаются регулярные платежи.

Согласно п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пункт 5 ст. 3 НК РФ гласит, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

ФНС России в Письме от 11.01.2009 N ВЕ-20-3/2 "О регулярных платежах за пользование недрами" указывает, что, поскольку регулярные платежи за пользование недрами установлены Законом N 2395-1, не являющимся актом законодательства о налогах и сборах, при выявлении нарушений законодательства о недропользовании (в частности, порядка исчисления и внесения в бюджет регулярных платежей за пользование недрами, порядка представления расчетов) налоговые органы не уполномочены применять меры ответственности, предусмотренные гл. 16 НК РФ, а также за административные правонарушения, установленные ст. ст. 15.5, 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В связи с этим ФНС России неоднократно обращалась в Минфин России с указанной проблемой, а также просьбой рассмотреть вопрос о передаче полномочий по администрированию регулярных платежей за пользование недрами органам Минприроды России. Однако на настоящий момент вопрос по-прежнему остается нерешенным.

Согласно официальной позиции ВАС РФ виды налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, устанавливаются НК РФ. Из положений гл. 2 НК РФ, определяющей систему налогов и сборов в Российской Федерации, не следует, что платежи за пользование недрами относятся к налоговым платежам. Порядок и сроки взимания регулярных платежей за пользование недрами регулируются Законом N 2395-1. Соответственно, к таким отношениям не применяются положения ст. ст. 75, 122 НК РФ (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 10.02.2009 N 11295/08 и Определение ВАС РФ от 31.10.2008 N 11295/08).

Таким образом, приходим к выводу о неправомерности вынесенного налоговым органом решения.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

01.07.2009