Основным видом деятельности организации являются грузоперевозки. Для их осуществления организация использует буксирный флот для транспортировки несамоходных судов (барж), на которых непосредственно перемещаются (перевозятся) грузы. Распространяются ли на организацию положения пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ, исключающие из объекта налогообложения по транспортному налогу пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок?

Ответ: В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

В силу п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

При этом законодатель различает три отдельных вида транспортной деятельности (транспортных услуг): пассажирские перевозки, грузовые перевозки, буксировку судов и иных плавучих средств.

Так, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ) предусматривает три различных договора: договор перевозки груза, договор буксировки и договор перевозки пассажира.

Статья 67 КВВТ регламентирует договор перевозки груза, в соответствии с которым перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Статья 88 КВВТ регламентирует договор буксировки, в соответствии с которым одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект (далее - буксируемый объект) в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона (отправитель) обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить ее.

И наконец, ст. 97 КВВТ регламентирует договор перевозки пассажира, в соответствии с которым перевозчик обязуется перевезти пассажира в порт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в порт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и при сдаче багажа - плату за его провоз.

Учитывая изложенное, исключение из объектов налогообложения по транспортному налогу объектов, указанных в пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ, распространяется только на грузовые суда (а не буксиры), используемые для осуществления грузовых перевозок (а не для буксировки). Данный вывод подтверждается судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2006 N Ф04-4528/2006(24538-А75-40)).

Однако по данному вопросу в судебной практике существует и другая позиция. Так, суды указывают, что для целей применения льготы, предусмотренной пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ, к грузовым судам могут быть отнесены водные суда, которые непосредственно не осуществляют грузовые перевозки: земснаряды, шаланды, мотозавозня, катер, буксир, самоходная баржа-буксировщик, несамоходный дноуглубительный земснаряд, плашкоут (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 24.07.2006 N А05-9115/2005-33, ФАС Дальневосточного округа от 09.08.2007 N Ф03-А51/07-2/2931).

Учитывая изложенное, правомерность применения пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ организации, основным видом деятельности которой является не осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, а буксировка несамоходных судов (барж), придется доказывать в суде.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

01.07.2009