Налоговый орган провел проверку соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в принадлежащем налогоплательщику магазине. В ходе проверки он выявил, что при продаже товара стоимостью 100 руб. был пробит чек на сумму 90 руб. На основании этого налоговый орган вынес постановление о привлечении налогоплательщика к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб. Налогоплательщик с данным постановлением не согласен. Он указывает на то, что расхождение в цене возникло из-за действующей в тот момент скидки на данный товар в 10% от первоначальной стоимости. Правомерно ли привлечение к ответственности налогоплательщика в данном случае?

Ответ: В соответствии со ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей, на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

На основании ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти), и выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наличие отпечатанного контрольно-кассовой машиной чека, соответствующего стоимости товара с учетом действующих скидок, свидетельствует о применении налогоплательщиком контрольно-кассовой машины при реализации товара.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).

Поскольку в действиях налогоплательщика нет состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ, постановление налогового органа о привлечении налогоплательщика к административной ответственности является неправомерным.

Данный вывод подтверждается также арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2004 N А79-7221/2004-СК1-6745).

Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 21.10.2008 N А44-1310/2008 указал, что, проверяя порядок расчетов, налоговый орган сделал неправомерный вывод о том, что наличие чека на общую сумму покупки (при подтвержденной стоимости товаров) менее уплаченной образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ.

Таким образом, привлечение к ответственности налогоплательщика в данном случае следует признать неправомерным.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

01.07.2009