О порядке образования земельных участков и государственном кадастровом учете земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 июня 2009 г. N Д23-1986

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросам образования и государственного кадастрового учета земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Однако полагаем возможным по вопросам, указанным в обращении, отметить следующее.

Согласно п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации обязательным условием образования земельных участков является наличие в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (далее - Согласие на образование земельных участков), из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Не требуется такое Согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

При этом в случае образования земельных участков для целей, указанных в ст. ст. 30, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, такое образование осуществляется с учетом утвержденных органами местного самоуправления схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.

В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастровый учет образуемых земельных участков осуществляется на основании представленного в орган кадастрового учета соответствующего заявления и межевого плана.

В п. 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования), приведен перечень документов, используемых для подготовки межевого плана и включаемых в состав его приложения.

Необходимо отметить, что сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках, учет которых осуществлен после даты вступления в силу Закона о кадастре, до момента поступления в орган кадастрового учета сведений о зарегистрированных правах на такие земельные участки носят временный характер и не являются кадастровыми сведениями. В связи с этим в соответствии с п. 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35, по заявлению собственника (в том числе органа местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности до ее разграничения) такие земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета.

Учитывая изложенное, исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, при несогласии с образованием земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о снятии таких образуемых земельных участков с кадастрового учета.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

В. В.АНДРОПОВ

30.06.2009