По результатам налоговой проверки налоговым органом установлено, что сведения, указанные в подаваемых организацией декларациях об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствуют сведениям бухгалтерского учета, ведущегося в организации. Нарушения установлены по нескольким поданным в течение календарного года декларациям. Возникает ли у налогового органа право на обращение в данном случае в суд с требованиями об аннулировании лицензии? Может ли суд оставить требования налогового органа без удовлетворения, если установит, что нарушения при подаче декларации носят формальный характер (например, в декларациях содержались счетные ошибки)?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

Согласно ст. 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Пунктом 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ установлено, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.

Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Таким образом, у налогового органа имеются правовые основания для обращения в судебные органы с заявлением об аннулировании лицензии.

Вместе с тем необходимо учитывать, что данный вопрос явился предметом рассмотрения Президиума ВАС РФ (см. Постановление от 12.05.2009 N 15211/08).

В названном Постановлении Президиумом ВАС РФ было отмечено, что п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ не устанавливает безусловной обязанности суда при наличии приведенных в ней оснований принять решение об аннулировании лицензии.

Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.

Поэтому наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.

Таким образом, если организация считает, что сведения, указанные в подаваемых организацией декларациях, были искажены формально и не влекут за собой каких-либо негативных последствий, то организации целесообразно отстаивать свою позицию в суде.

Судом должны быть оценены все фактические обстоятельства дела (например, факт устранения организацией нарушений путем подачи уточненных деклараций, факт уплаты организацией соответствующих штрафов и т. д.).

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

29.06.2009