Налоговым органом на основании проведенной проверки выявлено неприменение организацией ККТ при реализации товара в неотапливаемом павильоне в торговом центре. На этом основании налоговый орган решением привлек организацию к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа. Организация с данным решением не согласна. Она указывает, что привлечение к ответственности неправомерно, так как во вменяемом правонарушении отсутствует ее вина, поскольку погодные условия, а именно температура воздуха ниже -30 град. C, не позволяют использовать контрольно-кассовую технику. Правомерна ли позиция организации?

Ответ: Пунктом 1 ст. 2 и ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) установлена обязанность организаций по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт и по выдаче клиентам в момент оплаты отпечатанных контрольно-кассовой техникой чеков.

Согласно п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

Согласно Постановлению Госкомстата России от 10.07.2000 N 65 "Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей на 2001 год" (в ред. от 16.07.2004) под павильоном следует понимать обособленное, закрытое со всех сторон помещение для продажи товаров, имеющее торговый зал для покупателей. Из анализа приведенных выше норм права следует, что осуществление торговли в магазинах, павильонах, киосках, палатках, автолавках, автомагазинах, автофургонах, помещениях контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых местах, находящихся на указанных территориях, отведенных для торговли, не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от обязанности применять при наличных денежных расчетах контрольно-кассовую технику.

В соответствии со ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Арбитражные суды по данному вопросу указывают, что право на осуществление торговли без применения контрольно-кассовой техники поставлено законодателем в зависимость лишь от места осуществления торговли, его обустроенности и способа реализации товара и закон не предусматривает иных оснований для неприменения контрольно-кассовой техники (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.01.2009 N Ф03-6197/2008).

При этом, как отмечает Минфин России в Письме от 27.03.2006 N 03-01-15/2-56, в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории России, включены модели, которые различаются технико-экономическими параметрами, сферами применения, температурными режимами рабочей среды и рядом других показателей. Кроме того, для отдельных моделей контрольно-кассовой техники конструктивно предусмотрена возможность эксплуатации их при пониженных температурах. Таким образом, приходим к выводу, что позиция организации в данном случае является неправомерной.

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

26.06.2009