Каков порядок приобретения земельного участка гражданином - собственником нежилого здания, расположенного на данном земельном участке? Какими документами надо располагать для этого?

Ответ: Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок, на котором расположено нежилое здание, в собственность или аренду граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению, устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Указанным федеральным органом является Минэкономразвития России, которое своим Приказом от 30.10.2007 N 370 утвердило Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.

Согласно вышеуказанному Перечню к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя либо личность представителя заявителя;

2) копия документа, удостоверяющего полномочия представителя гражданина, если с заявлением обращается представитель заявителя;

3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о правах на здание, находящееся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на здание;

4) выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на земельный участок.

Если права на земельный участок не зарегистрированы в ЕГРП, то прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме, в связи с отсутствием зарегистрированного права в ЕГРП на приобретаемый земельный участок органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах РФ;

5) кадастровый паспорт земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";

6) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Исполнительные органы государственной власти или местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных перечнем (п. 5 ст. 36 ЗК РФ).

В месячный срок со дня поступления заявления с приложенными документами орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду.

В месячный срок от даты принятия решения орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или договора аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).

А. В.Русанов

Референт государственной

гражданской службы РФ

3 класса

25.06.2009