Налоговый орган в ходе налоговой проверки организации, применяющей систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, посчитал, что налогоплательщик неправомерно учел при определении объекта налогообложения в составе расходов затраты на декларирование соответствия продукции, и принял решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, доначислении ЕСХН, начислении пеней. Основанием для принятия такого решения послужил вывод налогового органа о том, что в соответствии с пп. 35 п. 2 ст. 346.5 НК РФ учитываются только расходы на сертификацию, либо добровольную, либо обязательную, а не на декларирование соответствия. Правомерно ли такое решение налогового органа, если иные условия, предусмотренные гл. 26.1 НК РФ, налогоплательщиком при определении объекта налогообложения были выполнены?

Ответ: Статья 346.5 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок определения и признания доходов и расходов, предусматривая при этом в п. 2 исчерпывающий перечень расходов, которые налогоплательщики вправе учитывать при определении объекта налогообложения.

Согласно пп. 35 п. 2 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы на сертификацию продукции.

Пунктом 3 ст. 346.5 НК РФ установлено, что расходы, указанные в п. 2 данной статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

При этом под формой подтверждения соответствия признается определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

На основании п. 1 ст. 20 Закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

- принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия);

- обязательной сертификации.

Условия и порядок декларирования соответствия установлены ст. 24 Закона N 184-ФЗ.

В соответствии с п. 6 ст. 24 Закона N 184-ФЗ оформленная заявителем в соответствии с п. 5 данной статьи декларация о соответствии подлежит регистрации в едином реестре деклараций о соответствии в течение трех дней.

Принимая во внимание приведенные положения Закона N 184-ФЗ, декларирование соответствия является одной из форм обязательного подтверждения соответствия наряду с обязательной сертификацией, следовательно, по смыслу пп. 35 п. 2 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются в том числе и расходы налогоплательщика на декларирование соответствия.

В соответствии с пп. 35 п. 2 ст. 346.5 НК РФ учитываются не только расходы на сертификацию (как добровольную, так и обязательную), но и расходы на декларирование соответствия.

Таким образом, указанное решение налогового органа неправомерно.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

25.06.2009