Можно ли при исчислении налога на прибыль учесть расходы на рекламу, размещаемую на квитанциях по оплате коммунальных услуг?

Ответ: Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, можно сделать вывод, что сообщение, размещенное на квитанциях по оплате коммунальных услуг, предназначено для неопределенного круга лиц, направлено на формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования, в связи с этим является рекламой (см. также Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2008 по делу N А08-49/08-17).

Минфин России так не считает, указывая на то, что реклама на квитанциях по оплате квартир предназначена для конкретных лиц, в связи с чем затраты налогоплательщика, связанные с ее размещением, не признаются расходами на рекламу и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании п. 16 ст. 270 НК РФ (Письмо от 10.09.2007 N 03-03-06/1/655).

Следовательно, в правоприменительной практике единой позиции о том, являются ли объявления на квитанциях рекламой, нет. При этом арбитражная практика по данной проблеме, в разрезе вопроса налогообложения прибыли, в настоящее время отсутствует.

Тем не менее, предлагаем взглянуть на рассматриваемую проблему с иной точки зрения. Для этого необходимо изначально исходить не из понятия рекламы, а из правомерности размещения объявлений подобного характера на квитанциях по оплате коммунальных услуг.

Согласно п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Пунктом 38 Правил установлен перечень реквизитов и информации, подлежащих указанию в платежном документе. При этом пункт, указывающий на возможность размещения в квитанции информации рекламного характера, в указанном перечне отсутствует. Однако пп. "з" п. 38 Правил предусмотрено, что в платежном документе могут быть указаны другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 18.09.2008 N Ф04-5737/2008(11816-А67-23) пришел к выводу: в связи с тем, что договор с потребителями коммунальных услуг на размещение рекламной информации на представляемых им платежных документах не заключался, платежные документы (квитанции) не соответствуют требованиям, установленным в п. 38 Правил, и нарушают положения Закона Российской Федерации N 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей".

Таким образом, несмотря на отсутствие по данной проблеме арбитражной практики по вопросу налогообложения, можно прийти к выводу о неправомерности размещения рекламных объявлений на квитанциях. А расходы на неправомерные действия не соответствуют критерию обоснованности, установленному п. 1 ст. 252 НК РФ. При этом в случае заключения договоров круг лиц, которому адресована информация, однозначно становится определенным и подобные объявления рекламой признаваться не будут.

На основании изложенной информации, по нашему мнению, в случае учета рассматриваемых затрат в расходах при исчислении налога на прибыль возникают значительные налоговые риски.

В связи с отсутствием арбитражной практики, непосредственно рассматривающей правомерность учета затрат на рекламу, размещаемую в квитанциях по оплате коммунальных услуг, предположить, каким может быть решение суда по подобному вопросу, представляется затруднительным. В связи с этим предлагаем налогоплательщику руководствоваться мнением Минфина России по данному вопросу. В случае если налогоплательщик в рассматриваемой ситуации решит использовать точку зрения, противоречащую позиции Минфина России, то ему, по нашему мнению, необходимо произвести оценку целесообразности и возможных негативных последствий.

П. С.Долгополов

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

24.06.2009