Налоговый орган провел проверку соблюдения организацией требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники в рыбном павильоне, расположенном в крытом рыночном помещении, и установил факт осуществления наличных денежных расчетов при продаже рыбных продуктов без применения ККТ. Организация ссылается на то, что она осуществляет торговлю с открытого прилавка, который оборудован только холодильной витриной, предназначенной для хранения товара в специальном температурном режиме, что фактически обеспечивало только демонстрацию товара покупателям. Замков на холодильной витрине нет. Рядом с торговым прилавком организации находятся другие прилавки. Налоговый орган вынес постановление о привлечении организации к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Подлежит ли организация привлечению к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в данном случае?

Ответ: В соответствии со ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности: торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

Согласно пп. "е" п. 2 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745, организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части осуществления торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация в данном случае привлечению к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ не подлежит, так как ее прилавок является открытым, он оборудован только холодильной витриной, служащей для хранения продуктов в специальном температурном режиме; сохранность товара в данном случае не обеспечивается, следовательно, нет обязанности применять ККТ.

Правомерность такого вывода подтверждается арбитражной практикой (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 12.08.2008 N КА-А41/7417-08, ФАС Волго-Вятского округа от 14.02.2008 N А31-4952/2007-23 (Определением ВАС РФ от 25.04.2008 N 4660/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.07.2007 N А74-420/07-Ф02-3920/07, от 03.07.2007 N А74-498/07-Ф02-3901/07, ФАС Северо-Западного округа от 25.12.2008 по делу N А56-7311/2008).

Ю. М.Лермонтов

Минфин России

23.06.2009