Организацией заключен договор аренды нежилого помещения. Арендодатель представляет только счет-фактуру. Может ли организация при расчете налогооблагаемой базы в целях исчисления налога на прибыль учесть расходы по аренде при отсутствии актов сдачи-приемки оказанных услуг?
Ответ: Официальная позиция финансового ведомства заключается в том, что акт выполненных работ (оказанных услуг) является обязательным подтверждающим документом, только если его составление необходимо в соответствии с гражданским законодательством и (или) заключенным договором (Письмо Минфина России от 30.04.2004 N 04-02-05/1/33).
Если исходить из норм Гражданского кодекса РФ, то составление акта обязательно только по двум видам договоров: по договору подряда (ст. 702 ГК РФ) и договору возмездного оказания услуг, к которому применяются содержащиеся в ГК РФ общие положения о подряде (ст. 783 ГК РФ).
По поводу составления ежемесячных актов для подтверждения расходов по договору аренды хотелось бы отметить следующее.
Официальная позиция Минфина России заключается в том, что для подтверждения расходов на аренду не требуется ежемесячно составлять акты оказанных услуг.
Так, в Письме Минфина России от 06.10.2008 N 03-03-06/1/559 разъясняется, что ежемесячного заключения актов оказанных услуг по договору аренды для целей документального подтверждения расходов в виде арендных платежей не требуется. Однако для документального подтверждения произведенных расходов необходимо иметь следующие документы: договор аренды (субаренды), график арендных платежей, документы, подтверждающие оплату арендных платежей, акт приемки-передачи арендованного имущества.
Аналогичные выводы содержат Письма Минфина России от 09.11.2006 N 03-03-04/1/742, УФНС России по г. Москве от 26.03.2007 N 20-12/027737, ФНС России от 05.09.2005 N 02-1-07/81.
Также финансовое и налоговое ведомства высказывали и противоположную точку зрения. В частности, в некоторых письмах значилось, что для подтверждения расходов по договору аренды необходимо ежемесячное составление актов об оказании услуг (Письма Минфина России от 07.06.2006 N 03-03-04/1/505, УФНС России по г. Москве от 30.08.2006 N 20-12/77792).
Для избежания разногласий с налоговыми органами данные акты рекомендуется составлять ежемесячно.
Но если такой возможности нет, то, по нашему мнению, возможно следовать разъяснениям специалистов налоговых органов, приведенных в Письме УФНС России по г. Москве от 26.03.2007 N 20-12/027737: если договором аренды не предусмотрено оформление акта приема-передачи услуги, договор аренды и акт приема-передачи имущества - предмета договора аренды наряду со счетами и платежными документами об уплате арендных платежей являются достаточным документальным подтверждением понесенных организацией-арендатором расходов в виде арендных платежей.
Счет-фактура служит для принятия к вычету "входного" НДС и к документальному подтверждению расходов для целей исчисления налога на прибыль никакого отношения не имеет.
С учетом вышеизложенного можно сделать следующий вывод: расходы по аренде нежилого помещения организация вправе включить в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, при отсутствии актов сдачи-приемки оказанных услуг только в том случае, если у организации имеются в наличии следующие документы: договор аренды, акт приема-передачи нежилого помещения, график арендных платежей, документы, подтверждающие оплату арендных платежей.
О. В.Егорова
ООО "ЭЛКОД"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
23.06.2009