Переоформление прав на землю по Земельному кодексу Российской Федерации

(Волков Г. А.) ("Экологическое право", N 1, 2003) Текст документа

ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. А. ВОЛКОВ

Волков Г. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Ряд правовых норм Земельного кодекса РФ направлен на решение проблемы переоформления прав на ранее предоставленные земельные участки. Еще на заре земельной реформы была сделана попытка решить эту проблему. Закон РСФСР от 23 ноября 1990 года N 374-1 "О земельной реформе" <*> предусматривал переоформление права пользования на земельные участки для граждан и юридических лиц. Положения Закона РСФСР "О земельной реформе" были дополнены правовыми нормами Земельного кодекса РСФСР 1991 г. <**>, а также рядом указов Президента РФ <***>. -------------------------------- <*> Утратил силу. <**> То же. <***> См.: Голиченков А. К., Волков Г. А. Комментарий указов Президента Российской Федерации, гарантирующих конституционные права граждан и юридических лиц на землю за период 1991 - 1996 гг. // Законодательство. 1996. N 2.

Переоформление права пользования на земельные участки шло с трудностями для юридических лиц, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика. В отношении граждан проблем было меньше, но ситуация усложнилась после принятия Указа Президента РФ от 25 января 1999 г. N 112 "О признании утратившими силу и об изменении некоторых актов Президента Российской Федерации". Этим Указом затронуты важнейшие ранее принятые указы Президента РФ, регулирующие земельные отношения. Анализ измененных и утративших силу правовых норм дает основание сделать вывод, что принятие данного Указа связано прежде всего с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Среди принципиальных изменений можно выделить следующие. Изменился порядок выдачи документов, удостоверяющих права на землю. В Указах Президента РФ N 631 от 14 июня 1992 г., N 480 от 23 апреля 1993 г., N 1767 от 27 октября 1993 г. утратили силу правовые нормы, устанавливающие порядок регистрации прав на землю и порядок выдачи документов, удостоверяющих права на землю. Изменился порядок получения информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества и данных их учета, так как порядок получения информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества и данных их учета был установлен статьями 7 и 8 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Был отменен Указ Президента РФ N 2130 от 11 декабря 1993 г. "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость", которым регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость были возложены на Госкомзем России и его территориальные органы на местах. Вместе с тем существенно были затронуты права граждан на переоформление земельных участков в собственность. Указ Президента РФ N 112 от 25 января 1999 г. признал утратившим силу пункт 4 Указа Президента РФ N 480 от 23 апреля 1993 г. "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками", которым было предусмотрено: а) форма предоставления земельных участков (собственность, пожизненное наследуемое владение или аренда) определяется ПО ЖЕЛАНИЮ <*> граждан; -------------------------------- <*> Здесь и далее выделено автором.

б) ОБЯЗАННОСТЬ местной администрации принимать решение о перерегистрации земельного участка В МЕСЯЧНЫЙ СРОК С МОМЕНТА ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ, т. е. фактически была установлена обязанность местной администрации принимать решение о переоформлении прав на землю; в) взимание ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ денежных сумм при перерегистрации не допускается; г) при перерегистрации земельного участка, ранее предоставленного бесплатно в пользование гражданина, в собственность ему БЕСПЛАТНО передается участок или его часть в пределах действующих на момент перерегистрации предельных норм предоставления земельных участков. После признания недействующими статьи 7 Земельного кодекса РСФСР 1991 г. и Закона РСФСР "О земельной реформе" Указом Президента РФ N 2287 от 24 декабря 1993 г. право граждан на БЕСПЛАТНУЮ передачу земельных участков в собственность, которые ранее были предоставлены в пользование, было установлено двумя правовыми нормами: пунктом 4 Указа Президента РФ N 480 от 23 апреля 1993 г.; пунктом 14 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", который предусматривает, что земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности, передаются в собственность граждан бесплатно. Оставалась действующей лишь последняя правовая норма. Остальные нормативные правовые акты предусматривали право граждан, которым ранее земельные участки предоставлены в пользование, на их предоставление в собственность. Однако вопрос о бесплатности предоставления они не решали <*>. -------------------------------- <*> См.: Закон РФ от 23 декабря 1992 г. N 4196-1 "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства", статья 1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 1. Ст. 26; Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", п. 4 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 44. Ст. 4191; Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю", п. 1 // Собрание законодательства РФ. 1996. N 11. Ст. 1026.

Поэтому Указ Президента РФ N 112 от 25 января 1999 г. привел в порядок ранее принятые указы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В то же время Указ существенно сузил права и гарантии граждан на переоформление земельных участков в собственность. Очередная попытка решить накопившиеся проблемы по переоформлению права пользования земельными участками была сделана в Земельном кодексе РФ. Переоформление прав на ранее предоставленные земельные участки является разновидностью возникновения прав на землю из актов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. В установленных Законом случаях субъекты, которым ранее земельные участки были предоставлены в пользование, имеют право переоформить возникшее ранее право на земельный участок. В некоторых случаях переоформление права на земельный участок является обязанностью соответствующего субъекта. Вместе с тем ранее возникшие до вступления в силу Земельного кодекса РФ права на землю сохраняются. Так, право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется (п. 3 статьи 20). Равным образом это относится и к праву пожизненного наследуемого владения земельным участком (п. 1 статьи 21). Сохранение ранее возникших прав подтверждается специальной правовой нормой в Федеральном законе "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <*>. Указанные положения необходимо применять также с учетом статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в которой предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом. -------------------------------- <*> Пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.

В Указе Президента РФ "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. N 337 <*> предусмотрено, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г. и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере. Запрещается обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду. Указ Президента РФ в настоящее время применяется в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации. -------------------------------- <*> С изм. и доп., внесенными Указом Президента РФ от 25 янв. 1999 г. N 112 // СЗ РФ. 1996. N 11. Ст. 1026; 1999. N 5. Ст. 651.

Вопрос о сохранении права пользования земельным участком был предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ "По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" в связи с жалобой гражданки Т. В. Близинской". Конституционный Суд РФ сделал вывод, что до 1990 года в условиях существования исключительно государственной собственности на землю основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками было постоянное (бессрочное) пользование, что имело целью гарантировать им устойчивость прав на землю и находящуюся на ней другую недвижимость. В дальнейшем в ходе проведения земельной реформы - как до, так и после принятия Конституции Российской Федерации, закрепившей право частной собственности на землю (статья 9, часть 2; статья 36, части 1 и 2), - законодатель, параллельно с процессом возрождения этой формы собственности, обеспечивал гражданам, по их выбору, возможность продолжать пользоваться земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды или временного пользования либо переоформить имеющийся правовой титул на любой иной. При этом во всяком случае исключалось как автоматическое изменение титулов прав на землю (переоформление осуществлялось по инициативе самих граждан), так и какое-либо ограничение права пользования земельным участком в связи с непереоформлением имеющегося правового титула в аренду. Таким образом, независимо от того, была использована гражданами возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право пожизненного наследуемого владения или нет, за ними сохранялись их прежние земельные участки (что в полной мере распространялось и на заявительницу). В результате Конституционный Суд РФ Постановлением от 13 декабря 2001 г. N 16-П признал положение части второй статьи 16 Закона города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 2 и 3) и 55 (части 1, 2 и 3). Условия переоформления прав на землю граждан отличаются от условий переоформления прав на землю юридических лиц. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается. То же правило действует в отношении граждан Российской Федерации, имеющих в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы. В указанных случаях порядок предоставления земельных участков, установленный статьями 30 - 34 Земельного кодекса, не применяется. Решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (статья 29 Земельного кодекса РФ). Для юридических лиц предусмотрены специальные условия переоформления прав на землю. Юридические лица, кроме государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ. Арендная плата за использование указанных земельных участков устанавливается в соответствии с решением правительства Российской Федерации. При этом размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. В отношении юридических лиц, имеющих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, установлен "принудительный" порядок переоформления права. Юридические лица, за исключением государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 года. Следует отметить, что в статье 45 Земельного кодекса РФ не предусмотрено прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в результате непереоформления права. Поэтому "принудительный" порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может встретить противодействие на практике. Схожий пример имел место. В статье 7 Закона РСФСР "О земельной реформе" для юридических лиц был предусмотрен срок переоформления права пользования земельным участком (до 1 февраля 1993 года). Это вызывало судебные споры на протяжении 8 лет. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 27 февраля 2001 г. N 61 "Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства" сделал вывод, что непереоформление прав пользования земельным участком в соответствии с Законом РСФСР "О земельной реформе" не является основанием для изъятия и перераспределения такого участка соответствующими государственными органами. В обоснование своей позиции Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации привел следующее суждение. Устанавливая сроки переоформления прав пользования земельными участками, законодатель не определил порядок прекращения прав на них в связи с невыполнением юридическими лицами требований указанной нормы (п. 3). Специальный случай переоформления предусмотрен в абзаце 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". При продаже зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных юридическим лицам (за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ юридических лиц) на праве постоянного (бессрочного) пользования, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками подлежит переоформлению на право аренды земельных участков или земельные участки должны быть приобретены в собственность в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации по выбору покупателей зданий, строений, сооружений. Переоформление права на земельный участок включает в себя: подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии с настоящей статьей или подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном статьями 15 или 22 Земельного кодекса РФ; принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса РФ, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве; государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <*>. -------------------------------- <*> См. примечание к статье 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В примечании, вероятно, имеется ошибка. В нем дана ссылка на пункты 2 и 5 статьи 3. Очевидно, что ссылка должна быть на пункты 2 и 6 статьи 3.

Общие положения, регулирующие приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлены в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, другими федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления заявления готовит проект договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Специальные правовые нормы по переоформлению права пользования на земельный участок собственниками зданий, строений, сооружений содержатся в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". В соответствии с пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 3 данного Федерального закона, он регулирует отношения при приватизации земельных участков, находящихся в государственной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе ИМУЩЕСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ. Положения по отчуждению земельных участков установлены в статье 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования. Исключения могут быть предусмотрены в других федеральных законах. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков: - находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды; - занимаемых объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Законом предусмотрена возможность приватизации земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования, путем внесения их в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. Вместе с тем указанный Закон не регулирует отношения по приватизации земель: - сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов; - зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; - водоохранного и санитарно-защитного назначения; - общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие); - транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности морских и речных портов, аэропортов, а также отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития; - предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования; - не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра. Указанный план земельного участка прилагается к договору купли-продажи земельного участка. Цена выкупа земельного участка устанавливается субъектами Российской Федерации в установленных Федеральным законом пределах. Например, в поселениях с численностью населения от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. До установления цены выкупа земельных участков субъектами Российской Федерации цена соответствующих земельных участков определяется исходя из установленных минимальных размеров. В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации. Момент фиксации цены выкупа земельного участка установлен в Указе Президента Российской Федерации от 11 мая 1995 года N 478 "О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации" <*>. Согласно пункту 7 данного Указа В РАСЧЕТ ПРИНИМАЕТСЯ СТАВКА ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА, ДЕЙСТВУЮЩАЯ НА ДАТУ ПОДАЧИ ПРОДАВЦУ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ЗАЯВКИ НА ЕГО ВЫКУП. -------------------------------- <*> С изм. и доп., внесенными Указами Президента Российской Федерации от 18 сентября 1996 г. N 1368, от 29 января 1997 г. N 57 и от 16 мая 1997 г. N 485.

Земельный участок, подлежащий приватизации, определяется по правилам пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 16 мая 1997 года N 485 "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами" <*>. Объектом продажи является земельный участок, ранее выделенный землепользователю на правах постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или срочного пользования, в том числе аренды. В случае отсутствия документов, подтверждающих указанные права, земельный участок предоставляется В ФАКТИЧЕСКИХ ГРАНИЦАХ, СУЩЕСТВОВАВШИХ (СУЩЕСТВУЮЩИХ) ПОД ПРИВАТИЗИРОВАННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ - НА ДАТУ УТВЕРЖДЕНИЯ ПЛАНА ПРИВАТИЗАЦИИ. -------------------------------- <*> С изм. и доп., внесенными Указом Президента Российской Федерации от 3 ноября 1999 г. N 1474.

В настоящее время государственная собственность на землю в подавляющем большинстве случаев не разграничена. Поэтому продавец земельного участка определяется согласно правилам, установленным в статье 43 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". До разграничения государственной собственности на землю решение о приватизации земельных участков, не отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации, принимают: - органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости; - органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации, - в отношении земельных участков, на которых находятся иные объекты недвижимости (п. 14 статьи 43). В соответствии с пунктом 7 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю <*>, решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, принимается: -------------------------------- <*> Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 г. N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 32. Ст. 3189.

- Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) - в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности; - уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также в случае, если земельные участки были предоставлены в соответствии с решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации; - органом местного самоуправления - в иных случаях. В случае если решение о приватизации таких земельных участков принимается Министерством имущественных отношений Российской Федерации, договор купли-продажи заключается Российским фондом федерального имущества. Распоряжением Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. N 605-р Российскому фонду федерального имущества поручено осуществлять от имени Правительства Российской Федерации функции по продаже приватизируемого федерального имущества, в том числе в случаях, предусмотренных статьей 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", земельных участков. Согласно пункту 11 устава специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2002 г. N 925, Фонд в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет продажу земельных участков в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также выступает организатором торгов при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.

Название документа