О порядке согласования местоположения границ земельных участков; о порядке подготовки и составе межевого плана; об изменении временного характера сведений о земельных участках; о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках; об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков; об упрощенном порядке оформления прав граждан на земельные участки
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 июня 2009 г. N Д23-1831
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросам согласования местоположения границ земельных участков и подготовки межевого плана и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Однако полагаем возможным по указанным в обращении вопросам отметить следующее.
1. По вопросу о земельных участках, местоположение границ которых подлежит обязательному согласованию при проведении кадастровых работ по образованию земельных участков или уточнению местоположения их границ.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случаях выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границы.
В связи с чем согласование местоположения границ земельных участков осуществляется в случаях, когда в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ:
- земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ;
- земельных участков, смежных с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ.
Таким образом, в порядке, установленном Законом о кадастре, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.
2. По вопросу о заинтересованных лицах, с которыми проводится согласование местоположения границ земельных участков.
Согласование местоположения границ земельных участков, в соответствии с Законом о кадастре, проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре.
При этом права данных лиц на земельные участки должны быть оформлены надлежащим образом, то есть должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), либо должны быть оформлены в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Кроме того, в установленных федеральными законами случаях права на земельные участки возникают независимо от факта их регистрации в ЕГРП. Например, наследники являются правообладателями с даты принятия наследства, а собственники помещений в многоквартирном доме - с даты государственного кадастрового учета соответствующего земельного участка.
Необходимо отметить, что правообладатель здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, не оформивший в установленном порядке права на земельный участок, на котором расположен такой объект, не является лицом, с которым проводится согласование местоположения границы земельного участка в порядке, установленном Законом о кадастре. В данном случае местоположение границы земельного участка подлежит согласованию с соответствующим исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Кроме того, орган местного самоуправления является заинтересованным лицом при согласовании местоположения границ земельных участков также в случаях, если земельные участки находятся в муниципальной или государственной собственности до ее разграничения и данные земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок менее пяти лет. В случае если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду на срок более чем пять лет, заинтересованным лицом при согласовании местоположения границы земельного участка является арендатор такого земельного участка.
В случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о правообладателях смежных земельных участков заполнение реквизита 6 "Сведения о земельных участках, смежных с уточняемым земельным участком" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" межевого плана осуществляется на основании документов, подтверждающих права заинтересованных лиц и представленных такими лицами при проведении согласования местоположения границ земельных участков. При этом в соответствии с п. 69 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования к подготовке межевого плана), в указанной графе приводятся реквизиты таких документов, а именно дата и номер регистрации.
3. По вопросу о государственном органе исполнительной власти, осуществляющем полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с п. 4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляет территориальный орган Росимущества по соответствующему субъекту Российской Федерации. Таким образом, согласование местоположения границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в предусмотренных Законом о кадастре случаях осуществляет территориальный орган Росимущества по соответствующему субъекту Российской Федерации. При этом необходимо отметить, что указанные полномочия в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) никогда не передавались.
4. По вопросу о включении в состав приложения межевого плана документов, свидетельствующих о соблюдении установленного Законом о кадастре порядка извещения заинтересованных лиц о проведении собрания о согласовании местоположения границы земельного участка.
Пунктом 25 Требований к подготовке межевого плана установлено, что документы, свидетельствующие о соблюдении установленного Законом о кадастре порядка извещения заинтересованных лиц о проведении собрания о согласовании местоположения границы земельного участка, включаются в состав приложения межевого плана только в случаях, установленных ч. 3 ст. 40 Закона о кадастре.
5. По вопросам оформления акта согласования местоположения границы земельного участка.
В соответствии с п. 84 Требований к подготовке межевого плана при оформлении акта согласования местоположения границы земельного участка не предусмотрено обязательное заверение подписи представителя юридического лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, оттиском печати данного юридического лица.
Таким образом, как наличие, так и отсутствие в данном случае оттиска печати юридического лица не являются нарушением Требований к подготовке межевого плана.
Согласно ч. 7 ст. 39 Закона о кадастре согласование местоположения границ земельных участков по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
Необходимо отметить, что применительно к согласованию местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке не применяются положения Закона о кадастре о необходимости извещения заинтересованных лиц. В связи с чем, по мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, при таком способе согласования в графе "Способ и дата извещения" акта согласования местоположения границы земельного участка должны приводиться сведения о выбранном способе согласования местоположения границы земельного участка (например, запись: "Согласовано в индивидуальном порядке").
6. По вопросу включения в приложение межевого плана письменного согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков на образование из них земельных участков.
Согласно п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (далее - Согласие на образование земельных участков), из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
При этом не требуется Согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре одним из оснований для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости является нарушение предусмотренных федеральными законами требований к образованию объекта недвижимости.
Учитывая, что в случаях, указанных в п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, наличие в письменной форме Согласия на образование земельных участков является обязательным условием такого образования, проверка его наличия осуществляется наряду с выявлением иных оснований для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета образуемых земельных участков.
Таким образом, отсутствие в представленных для осуществления государственного кадастрового учета документах Согласия на образование земельных участков, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре, является для органа кадастрового учета основанием для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков.
7. По вопросу изменения временного характера сведений о земельных участках.
Частью 4 ст. 24 Закона о кадастре предусмотрено, что сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, утрачивают временный характер со дня государственной регистрации вещного права на такой земельный участок.
При этом необходимо отметить, что, по мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, поступление в орган кадастрового учета сведений о государственной регистрации договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, также является основанием для изменения временного характера сведений государственного кадастра недвижимости о данном земельном участке.
8. По вопросу внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона о кадастре ранее учтенными объектами недвижимости (в том числе ранее учтенными земельными участками) являются:
- объекты недвижимости, государственный учет которых осуществлен в установленном законом порядке до 1 марта 2008 г.;
- объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом о регистрации.
Вместе с тем согласно ч. 7 ст. 45 Закона о кадастре при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке эти сведения могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного данным лицом.
Перечень таких документов определен в п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35 (далее - Порядок).
Однако согласно вступившему в законную силу Решению Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2009 по делу N ГКПИ08-2286 п. 21 Порядка признан не действующим в части, не предусматривающей возможности принятия решения о внесении сведений в Реестр объектов недвижимости о ранее учтенном земельном участке на основании иных, не указанных в этом пункте документов, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на такой земельный участок.
Учитывая изложенное, в каждом конкретном случае органом кадастрового учета после изучения представленных документов будет приниматься решение, является или нет представленный документ основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о данном земельном участке как о ранее учтенном земельном участке.
9. По вопросу включения в состав приложения к межевому плану утвержденных органами местного самоуправления схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий (далее - Схема).
Подготовка и утверждение органом местного самоуправления Схемы предусмотрены только при образовании земельных участков в порядке, установленном ст. ст. 30, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков на основании Схемы в иных случаях действующим законодательством не предусмотрено.
10. О форме расписки в получении извещений о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков.
Законом о кадастре не предусмотрена разработка нормативных правовых актов об утверждении формы расписки в получении извещений о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков. Указанный документ оформляется в произвольной форме и должен содержать сведения, подтверждающие получение заинтересованным лицом извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков в установленные Законом о кадастре сроки.
Таким образом, расписка может быть оформлена в том числе на копии извещения. Указанная расписка должна содержать подпись заинтересованного лица с расшифровкой подписи в виде фамилии, инициалов и дату получения извещения.
11. По вопросу об устранении ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельных участков.
Позиция Минэкономразвития России о порядке исправления ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельных участков изложена в Письме Минэкономразвития России от 27.03.2009 N 4448-ИМ/Д23 (копия прилагается).
12. По вопросу присвоения адресов земельным участкам.
В настоящее время отсутствуют законодательные или иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие обязательный для применения на всей территории России, в любых случаях, в том числе при государственном кадастровом учете объектов недвижимости и при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, всеми субъектами правоотношений порядок присвоения адресов объектам недвижимости, в том числе земельным участкам.
13. По вопросу об упрощенном порядке оформления прав граждан на земельные участки.
Упрощенный порядок государственной регистрации прав граждан на земельные участки установлен ст. 25.2 Закона о регистрации в отношении земельных участков, предоставленных гражданам до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, то есть до 30 октября 2001 г., для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с указанной статьей для государственной регистрации права собственности на вышеуказанные земельные участки, предоставленные на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на такие земельные участки, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, необходимо представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию права, документы, указанные в п. 2 названной статьи.
Помимо вышеизложенного, данной статьей установлено, что граждане, получившие в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенные на вышеуказанных земельных участках здания (строения) или сооружения, также могут зарегистрировать право собственности на такие земельные участки. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права в указанном случае, установлен п. 7 ст. 25.2 Закона о регистрации.
Вышеуказанный порядок упрощенного оформления прав граждан на земельные участки не распространяется на земельные участки, предоставленные после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо предоставленные для иных целей, чем указано выше. При этом государственная регистрация права собственности гражданина на указанные земельные участки осуществляется также в случае, если:
- сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном для государственной регистрации документе, не соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка;
- кадастровый паспорт такого земельного участка не содержит сведений о таком земельном участке в полном объеме, в том числе отсутствуют сведения о местоположении границы такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента недвижимости не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента недвижимости имеет информационный характер и не препятствует руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Врио директора
Департамента недвижимости
В. В.АНДРОПОВ
19.06.2009