Реформирование специальных режимов налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей
(Левадная Т. Ю.)
("Финансы", N 2, 2003)
Текст документа
РЕФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ДОХОДОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Т. Ю. ЛЕВАДНАЯ
Т. Ю. Левадная, советник налоговой службы РФ III ранга.
Как известно, практика применения специальных налоговых режимов, установленных Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", выявила в них многочисленные нестыковки, их непоследовательность и несбалансированность с общеустановленным порядком налогообложения, а также отсутствие целостности упрощенных режимов и единой методологии в определении базовой доходности. Именно эти причины и возникающие при применении этих режимов налогообложения различного рода проблемы сделали очевидной необходимость существенного реформирования ныне действующих специальных налоговых режимов.
Специальные налоговые режимы, предусмотренные ст. 1 Федерального закона N 104-ФЗ, вводятся в действие с 1 января 2003 г.
Рассмотрим, какие тенденции реформирования специальных налоговых режимов содержатся в новых главах Налогового кодекса Российской Федерации с учетом внесенных в них изменений и дополнений.
Упрощенная система налогообложения
Во-первых, изменилась процедура перехода на упрощенную систему налогообложения, поскольку ст. 346.13 гл. 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения" установлено, что индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на указанную систему, подают в налоговый орган по месту жительства в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего переходу, соответствующее заявление.
Вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Для унификации взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами, связанных с применением упрощенной системы налогообложения в соответствии с положениями гл. 26.2 НК РФ, Приказом МНС России от 19.09.02 N ВГ-3-22/495 утверждены некоторые формы документов для применения упрощенной системы налогообложения, в частности форма N 26.2-1 "Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения". Данный Приказ носит для налогоплательщиков рекомендательный характер, тем не менее представляется целесообразным использование налогоплательщиками разработанной формы заявления при переходе на упрощенную систему.
Таким образом, переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями, как и прежде, добровольно, но сам порядок перехода претерпел определенные изменения.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на общий режим налогообложения (рекомендованная форма уведомления N 26.2-4 утверждена Приказом МНС России от 19.09.02 N ВГ-3-22/495).
Налогоплательщики, перешедшие с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как они утратили право на применение упрощенной системы налогообложения.
В отличие от организаций для индивидуальных предпринимателей, принявших решение применять упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г., ст. 346.12 НК РФ не установлено ограничений по доходам от предпринимательской деятельности, полученным за девять месяцев 2002 г., предшествующих переходу на упрощенную систему. Однако п. 3 данной статьи определены категории индивидуальных предпринимателей, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. К ним относятся, в частности:
1) нотариусы, занимающиеся частной практикой;
2) индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
3) индивидуальные предприниматели, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг и осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
4) индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых (Закон Российской Федерации от 21.02.92 "О недрах");
5) индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции (Федеральный закон от 30.12.95 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции");
6) индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с гл. 26.3 НК РФ;
7) индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога, установленного гл. 26.1 НК РФ;
8) индивидуальные предприниматели, средняя численность работников у которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход либо на уплату единого сельскохозяйственного налога, теряют право на применение упрощенной системы налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению в общеустановленном порядке.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты следующих налогов: налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности); налога на добавленную стоимость; налога с продаж; налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности); единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, состоящих с индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам предпринимательской деятельности за налоговый период, которым признается календарный год.
Следовательно, с 1 января 2003 г. индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие реализацию подакцизных товаров, которые в настоящее время не освобождаются от уплаты НДС, даже если выполняются все условия, предусмотренные ст. 145 НК РФ, плательщиками НДС являться не будут.
Однако при приобретении имущества, в том числе товаров для их дальнейшей перепродажи по импорту, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от уплаты НДС при ввозе имущества на таможенную территорию Российской Федерации.
Вместе с тем индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от уплаты иных федеральных, региональных и местных налогов, уплату которых они должны производить в общеустановленном порядке в соответствии с общим режимом налогообложения.
При переходе на упрощенную систему налогообложения сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и, следовательно, обязанность применения в деятельности контрольно - кассовых машин в соответствии с Законом РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", а также порядок представления статистической отчетности.
Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ. В частности:
- по налогу на доходы физических лиц - на основании ст. 226 НК РФ в отношении всех доходов наемных работников и лиц, получающих вознаграждения по гражданско - правовым договорам, источником которых являются индивидуальные предприниматели, за исключением доходов, порядок исчисления и уплаты которых предусмотрен ст. 227 и 228 НК РФ;
- по налогу на добавленную стоимость - на основании ст. 161 НК РФ, например при аренде индивидуальными предпринимателями федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества в отношении доходов, уплачиваемых ими арендодателю;
- по налогу с продаж - на основании ст. 354 НК РФ, если по условиям договора комиссии (агентского договора, договора поручения) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится индивидуальными предпринимателями, то есть комиссионерами (агентами, поверенными), и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу или на расчетный счет комиссионера (агента, поверенного).
Кроме того, в связи с тем что при переходе на накопительную систему пенсионного страхования пенсионное обеспечение напрямую зависит от объема произведенных взносов в Пенсионный фонд РФ, сохраняется обязанность индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за себя и наемных работников в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Налоговый и отчетный периоды
Ст. 346.19 НК РФ определено, что налоговым периодом для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, признается календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря.
Отчетными периодами по единому налогу являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Поскольку налоговым периодом признается календарный год, показатели деятельности индивидуальных предпринимателей в зависимости от выбранного объекта налогообложения определяются нарастающим итогом.
Если по итогам налогового (отчетного) периода доход индивидуального предпринимателя превысит 15 млн. руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Такие налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на общий режим налогообложения.
Индивидуальный предприниматель обязан письменно сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил 15 млн. руб. Приказом МНС России от 19.09.02 N ВГ-3-22/495 утверждена рекомендованная форма сообщения N 26.2-5.
Выбор объекта налогообложения
Индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно выбрать объект налогообложения единым налогом, но при этом объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
Объектом налогообложения могут быть признаны доходы, полученные от предпринимательской деятельности, или указанные доходы, уменьшенные на величину понесенных налогоплательщиком расходов.
Ст. 6 Федерального закона N 104-ФЗ определено, что начиная с 1 января 2005 г. единственным объектом налогообложения единым налогом признаются только доходы, уменьшенные на величину расходов. Таким образом, объект налогообложения в виде полученных доходов с 1 января 2005 г. применяться не будет.
Различия между объектами налогообложения, применяемыми при переходе на упрощенную систему, заключаются в порядке формирования налоговой базы и применении при исчислении единого налога разных налоговых ставок.
Если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, полученные от предпринимательской деятельности, то для исчисления единого налога не имеют значения произведенные налогоплательщиком расходы.
В составе доходов индивидуальных предпринимателей учитываются все поступления от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг как в денежной, так и натуральной форме, реализации имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также стоимость такого имущества, полученного безвозмездно. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.
При этом в соответствии с кассовым методом учета датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.
Если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, полученные от предпринимательской деятельности и уменьшенные на величину понесенных налогоплательщиком расходов, то состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 346.16 НК РФ, при этом перечень расходов, уменьшающих полученные доходы, является закрытым.
Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Кроме того, сами расходы, уменьшающие полученные доходы, должны соответствовать критериям, перечисленным в ст. 252 гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций".
Это означает, что расходы (затраты) должны быть обоснованными, то есть экономически оправданными, а их оценка должна выражаться в денежной форме. Под экономически оправданными затратами следует понимать затраты (расходы), обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.
Необходимым условием признания затрат для целей налогообложения является подтверждение произведенных расходов первичными документами. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные в закрытом перечне расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному в ст. 254, 255, 263 и 264 НК РФ.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, п. 3 ст. 346.16 НК РФ установлен специальный порядок уменьшения доходов на расходы, связанные с приобретением основных средств, как приобретенных до применения упрощенной системы, так и после перехода на упрощенную систему. При этом расходы на приобретение основных средств отражаются в последний день отчетного (налогового) периода.
Расходы на приобретение основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, принимаются в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию.
Стоимость основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения, включается в расходы на приобретение основных средств в особом порядке. Стоимость таких основных средств принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения. При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями.
При определении сроков полезного использования основных средств следует руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1. Для тех видов основных средств, которые не указаны в этой Классификации, сроки их полезного использования устанавливаются налогоплательщиками в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций - изготовителей.
Налоговая база, порядок исчисления и уплаты налога
Порядок определения налоговой базы по единому налогу установлен ст. 346.18 НК РФ. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Если в качестве объекта налогообложения индивидуальным предпринимателем выбраны доходы, то налоговой базой признается денежное выражение полученных от предпринимательской деятельности доходов, а налоговая ставка устанавливается в размере 6%.
В случае, когда объектом налогообложения являются доходы индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение полученных от предпринимательской деятельности доходов, уменьшенных на величину расходов, а налоговая ставка устанавливается в размере 15%.
Порядок исчисления и уплаты налога определен ст. 346.21 НК РФ. В соответствии с указанным порядком сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиками самостоятельно. Единый налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
Сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
В случае применения налогоплательщиками объекта налогообложения в виде доходов от предпринимательской деятельности за вычетом понесенных расходов уплаченные в налоговом периоде суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование принимаются к вычету при исчислении налоговой базы по единому налогу.
Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается индивидуальными предпринимателями не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В целях обеспечения выплат в государственные внебюджетные фонды предусматривается, что в случаях, когда индивидуальный предприниматель в качестве объекта налогообложения выбирает доходы, полученные им от осуществления деятельности, уменьшенные на величину понесенных им расходов, то он должен уплачивать минимальный налог, который исчисляется в размере 1% от полученных им доходов.
Минимальный налог уплачивается индивидуальными предпринимателями по итогам налогового периода в том случае, если сумма налога, исчисленная в общем порядке, меньше суммы исчисленного минимального налога либо когда отсутствует налоговая база для исчисления единого налога по итогам налогового периода, то есть когда налогоплательщиком получены убытки.
В таких случаях налогоплательщику предоставлено право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков.
Под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии с закрытым перечнем расходов, установленным ст. 346.16 НК РФ, над доходами, полученными от предпринимательской деятельности.
Индивидуальные предприниматели, использующие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщики применяли упрощенную систему налогообложения и использовали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Однако убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.
Например, по итогам 2003 г. налогоплательщик получил доход от предпринимательской деятельности в сумме 350000 руб., при этом произвел расходы на сумму 340000 руб.
Расчетная величина единого налога составит:
(350000 - 340000) х 15 : 100 = 1500 (руб.)
Расчетная величина минимального налога составит:
350000 х 1 : 100 = 3500 (руб.)
Следовательно, с учетом того что сумма единого налога, исчисленная в общем порядке, оказалась меньше суммы исчисленного минимального налога, индивидуальному предпринимателю следует произвести уплату минимального налога в сумме 3500 руб. При исчислении налоговой базы по единому налогу за 2004 г. налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу на сумму разницы между суммой исчисленного минимального налога и суммой единого налога, исчисленной в общем порядке, равную 2000 руб. (3500 - 1500).
Налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.
Убыток, полученный индивидуальными предпринимателями при применении общего режима налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения.
Убыток, полученный индивидуальными предпринимателями при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при переходе на общий режим налогообложения.
Налоговая декларация
Ст. 346.23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Форма налоговой деклараций по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утверждены Приказом МНС России от 12.11.02 N БГ-3-22/647 (зарегистрирован в Минюсте РФ 09.12.02 за N 4010).
Индивидуальные предприниматели обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов. Форма Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утверждены Приказом МНС России от 28.10.02 N БГ-3-22/606 (зарегистрирован в Минюсте РФ 28.11.02 за N 3969).
Ст. 346.25 НК РФ определены особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения.
В частности, при переходе индивидуальных предпринимателей на общий режим налогообложения в налоговом учете на дату указанного перехода отражается остаточная стоимость основных средств, определяемая исходя из их первоначальной стоимости за вычетом сумм амортизации, исчисленной за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ. При этом суммы расходов на приобретение основных средств, принятых при исчислении налоговой базы за этот период в соответствии с п. 3 ст. 346.16 НК РФ, если они превысили суммы амортизации, исчисленные в соответствии с гл. 25 НК РФ, не уменьшают остаточную стоимость основных средств на дату перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения, а полученная разница признается доходом при переходе на общий режим налогообложения.
Приказом МНС РФ от 10.12.02 N БГ-3-22/706 утверждены Методические рекомендации по применению гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации.
Система налогообложения в виде единого налога
на вмененный доход
Теперь обратимся к гл. 26.3 НК РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - единый налог) устанавливается НК РФ, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом субъекты Российской Федерации самостоятельно решают вопрос, вводить или не вводить у себя на территории данную систему налогообложения, определяют порядок введения единого налога на территории субъекта Российской Федерации и какие виды предпринимательской деятельности в пределах установленного ст. 346.26 НК РФ перечня будут подпадать под действие указанной системы налогообложения на территории субъекта Федерации, а также устанавливают значения коэффициента К2, указанного в ст. 346.27 НК РФ.
В том случае, если на территории того или иного субъекта Российской Федерации введена уплата единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, все налогоплательщики, занимающиеся видами деятельности, указанными в законодательном акте субъекта Российской Федерации, в обязательном порядке переводятся на уплату единого налога на вмененный доход. Следовательно, для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих указанные в таком законодательном акте виды деятельности, данная система налогообложения является обязательной.
Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что по сравнению с Федеральным законом N 148-ФЗ в ст. 346.28 гл. 26.3 НК РФ расширена категория налогоплательщиков единого налога, к которым наряду с индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, виды предпринимательской деятельности, для которых предусмотрена уплата единого налога, отнесены также и индивидуальные предприниматели, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта Российской Федерации, в котором они осуществляют виды предпринимательской деятельности, для которых на территории данного субъекта предусмотрена уплата единого налога.
Такие индивидуальные предприниматели обязаны подать заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту осуществления указанных видов деятельности не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, установленного в этом субъекте Российской Федерации.
Приказом МНС России от 19.12.02 N БГ-3-09/722, зарегистрированным в Минюсте РФ 08.01.03 за N 4097, утверждены формы документов и порядок постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог на вмененный доход, не состоящих на учете в налоговых органах данного субъекта Российской Федерации.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: оказания различных видов бытовых услуг; оказания ветеринарных услуг; оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади; оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 кв. м; оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривает замену ряда существующих налогов единым налогом.
В частности, индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж (в части объектов налогообложения, облагаемых единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога с полученных доходов и сумм, выплачиваемых своим работникам в связи с ведением деятельности, облагаемой единым налогом.
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения.
В целях гарантирования пенсионного обеспечения индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, сохраняется обязанность уплаты ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика, то есть потенциально возможный доход плательщика единого налога, рассчитанный с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (единица площади, численность работающих, количество автомобилей и т. п.).
Базовая доходность - это условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях, используемых для расчета величины вмененного дохода.
Учитывая опыт применения ныне действующей аналогичной системы налогообложения, показавший, что во многих субъектах Российской Федерации были установлены слишком высокие показатели базовой доходности, что стало препятствием для развития малого бизнеса, размеры базовой доходности для определенных видов предпринимательской деятельности непосредственно установлены п. 3 ст. 346.29 НК РФ, следовательно, субъекты Российской Федерации определять размеры базовой доходности не вправе.
При этом во избежание различий в толковании понятий, используемых в гл. 26.3 НК РФ, в ст. 346.27 НК РФ содержится разъяснение смысла всех этих понятий.
Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, указанные в п. 3 ст. 346.29 НК РФ и характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и установленная базовая доходность в месяц. При этом базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1, К2, КЗ, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога.
Корректирующий коэффициент базовой доходности К1, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенностей населенного пункта или места расположения, а также места расположения внутри населенного пункта, определяется как отношение значения кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности налогоплательщиком к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной Государственным земельным кадастром для данного вида деятельности. Порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земли устанавливается Правительством РФ.
Корректирующий коэффициент базовой доходности К1 в 2003 г. при определении величины базовой доходности не применяется.
При определении величины базовой доходности субъекты Российской Федерации могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в п. 3 ст. 346.29 НК РФ, на корректирующий коэффициент К2.
Корректирующий коэффициент базовой доходности К2 учитывает совокупность прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности. Значения корректирующего коэффициента К2 определяются субъектами Российской Федерации на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,01 до 1.
Корректирующий коэффициент базовой доходности К3 является коэффициентом - дефлятором, соответствующим индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации. В 2003 г. коэффициент - дефлятор КЗ равен единице.
Изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода.
В случае если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.
Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из числа полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
Расчет суммы вмененного дохода осуществляется по следующей формуле:
ВД = (БД х N х Kl x K2 х КЗ) х 3,
где:
БД - значение базовой доходности на единицу физического показателя в месяц;
N - фактическое число (объем) физических показателей;
Kl, K2, КЗ - значения корректирующих коэффициентов базовой доходности;
3 - число месяцев налогового периода.
Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода.
Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Уплата единого налога производится налогоплательщиками по итогам налогового периода (квартала) не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Налогоплательщики перечисляют сумму налога на счета органов федерального казначейства, которые распределяют ее между бюджетами разных уровней и государственными внебюджетными фондами в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются индивидуальными предпринимателями в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и Порядок заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности утверждены Приказом МНС России от 12.11.02 N БГ-3-22/648 (зарегистрирован в Минюсте РФ 03.12.02 за N 3990).
Индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог на вмененный доход, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный законодательством Российской Федерации.
Следует иметь в виду, что при осуществлении индивидуальными предпринимателями нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом в соответствии с гл. 26.3 НК РФ, учет показателей, необходимых для исчисления единого налога, ведется раздельно по каждому из видов деятельности.
Кроме того, индивидуальные предприниматели, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
При этом общая сумма расходов, понесенных налогоплательщиками, распределяется между осуществляемыми ими видами предпринимательской деятельности пропорционально полученному доходу от каждого вида такой деятельности. Формы ведения раздельного учета определяются индивидуальными предпринимателями самостоятельно в рамках общеустановленных правил.
Приказом МНС РФ от 10.12.02 N БГ-3-22/706 утверждены Методические рекомендации по применению гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ.
Название документа