О создании саморегулируемых организаций в сфере строительства, а также о снижении размеров членских взносов и средств, вносимых в компенсационный фонд, и упрощении процедур перехода к саморегулированию
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 июня 2009 г. N Д05-3070
В соответствии с письмом Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу создания саморегулируемых организаций (далее - СРО) в сфере строительства и сообщает.
Решение о введении саморегулирования в сфере предпринимательства было принято в целях снижения излишних административных барьеров, оказывающих негативное влияние на развитие предпринимательства, в том числе и в отношении строительных видов деятельности.
Для обеспечения плавного перехода от лицензирования к институту саморегулирования Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрен целый ряд норм, направленных на снижение рисков этого перехода.
В частности, в целях исключения необходимости вступления в члены СРО представителей малого и среднего бизнеса Градостроительным кодексом Российской Федерации (ст. ст. 47, 48 и 52) предусмотрено, что виды работ в области строительства, не включенные в Перечень работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. Приказом Минрегиона России от 09.12.2008 N 274), могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами без вступления в СРО.
Обращаем внимание, что виды деятельности, не включенные в этот Перечень, могут также осуществляться и без наличия лицензии.
Кроме того, Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено сочетание государственного регулирования и саморегулирования деятельности субъектов.
В частности, органы государственной власти будут контролировать деятельность СРО, вести государственный реестр СРО, а также обращаться в арбитражный суд с требованием об исключении нарушителей из государственного реестра СРО.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что вышеназванные полномочия будет осуществлять Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
В свою очередь, СРО будет контролировать деятельность своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов СРО и правил саморегулирования в порядке, установленном правилами контроля в области саморегулирования.
В целях защиты членов СРО Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что решения по наиболее спорным и важным вопросам (например, избрание членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, установление размеров вступительного взноса и регулярных членских взносов, а также порядка их уплаты, прекращение действия свидетельства о допуске) должны приниматься на общем собрании членов СРО.
Помимо этого, в целях соблюдения общественных интересов СРО, обеспечения представительства и защиты интересов СРО в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия СРО и указанных органов, потребителей выполненных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, предусмотрено создание Национальных объединений СРО.
Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрены иные меры, обеспечивающие взаимодействие государственных органов и СРО, а также направленные на обеспечение защиты прав членов СРО и потребителей их услуг.
Одновременно информируем, что в соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N 40, Минрегион России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, конкретные предложения о снижении размеров членских взносов и средств, вносимых в компенсационный фонд, а также иные предложения по упрощению процедур перехода к саморегулированию следует направлять в Минрегион России, который в настоящее время осуществляет анализ предложений, поступающих от органов государственной власти, проектных и строительных организаций, с целью выработки позиции по вопросам, связанным с введением саморегулирования в строительной отрасли.
Заместитель директора
Департамента государственного
регулирования в экономике
П. В.ПУСТЕЛЕНИН
19.06.2009